Вчерашнему вечеру суждено войти в новейшую историю Днипроопера как первому послекарантинному представлению театра. Это уже само по себе знаменательное событие. Думаю, не только мне бесконечно тяжело дались почти полгода отлучения от любимого театра. И вот наконец долгожданная встреча, пока еще в актуальном сегодня формате опен-эйр, на площади перед театром. И хотя в нынешние времена сложно загадывать наперед, уже анонсировано и скорое начало нового 47-го театрального сезона, когда мы наконец, очень надеюсь, вернемся в зрительный зал.
Первый же концерт сезона приурочили к 29-й годовщине Независимости Украины. Празднично украшенный фасад театра с огромным баннером-афишей предстоящего концерта уже несколько дней приковывал взгляды прохожих. Мероприятие очень активно рекламировали в соцсетях. Наэлектризованная атмосфера предчувствия праздника царила и перед началом концерта. Все соскучились, - и публика, и артисты. Все радовались новой встрече. И даже собиравшаяся над городом гроза разразилась уже после того, как все разошлись и с площади убрали стулья, собранные из всего театра. И то, что эта встреча с театром наконец состоялась, пожалуй, самое главное.
И, к огромному моему сожалению, один из немногих положительных аспектов вчерашнего вечера. Увы, даже огромная радость от возвращения в театр не застит мне глаза. Даже в состоянии вполне понятной эйфории я не перестаю видеть, слышать и думать. И потому, как бы ни хотелось на волне этой радости присоединиться к восторженному хору хвалебных отзывов, не разделяю всеобщего ликования. Мне не надо беспокоиться о том, достанется ли мне партия в новой постановке режиссера концерта, а билеты в театр я, вопреки убеждению многих, исправно покупаю за свои кровные, поэтому могу позволить себе эту непозволительную, опять же по мнению многих, свободу суждений.
Первый же концерт сезона приурочили к 29-й годовщине Независимости Украины. Празднично украшенный фасад театра с огромным баннером-афишей предстоящего концерта уже несколько дней приковывал взгляды прохожих. Мероприятие очень активно рекламировали в соцсетях. Наэлектризованная атмосфера предчувствия праздника царила и перед началом концерта. Все соскучились, - и публика, и артисты. Все радовались новой встрече. И даже собиравшаяся над городом гроза разразилась уже после того, как все разошлись и с площади убрали стулья, собранные из всего театра. И то, что эта встреча с театром наконец состоялась, пожалуй, самое главное.
И, к огромному моему сожалению, один из немногих положительных аспектов вчерашнего вечера. Увы, даже огромная радость от возвращения в театр не застит мне глаза. Даже в состоянии вполне понятной эйфории я не перестаю видеть, слышать и думать. И потому, как бы ни хотелось на волне этой радости присоединиться к восторженному хору хвалебных отзывов, не разделяю всеобщего ликования. Мне не надо беспокоиться о том, достанется ли мне партия в новой постановке режиссера концерта, а билеты в театр я, вопреки убеждению многих, исправно покупаю за свои кровные, поэтому могу позволить себе эту непозволительную, опять же по мнению многих, свободу суждений.
Следует отметить, что это не первый опыт театра в подобном формате. Самым большим, на моей памяти, проектом под открытым небом был показ на площади перед театром оперы Дж. Пуччини "Турандот". Но и кроме него можно припомнить концерты в летнем театре парка им. Глобы, на площадке фонтана около театра им. Шевченко, концерт на площади Героев, исполнение "Реквиема" на площади перед облгосадминистрацией, а также выступления оркестра и солистов на различных площадках в отдаленных районах города в первом сезоне проекта "Народная филармония".
Но столь востребованный нынче формат оупен-эйр требует не столько ярких баннеров и шумихи в соцсетях, сколько хорошей звуковой аппаратуры и толкового звукорежиссера, знающего, как на фоне уличного шума сбалансировать звучание хора, оркестра и солистов. Разумеется, микрофоны, которые я всегда буду считать непоправимым злом в зале оперного театра, здесь неизбежны и необходимы. А вот с аппаратурой и звукорежиссурой у нас беда ничуть не меньшая, если не большая, чем с режиссурой концертных мероприятий. Некоторые моменты работы звукорежиссера просто страшно вспоминать... Разумеется, мешал и шум проспекта. Но если убрать грохот трамваев было не в силах организаторов концерта, то бесконечно запускаемый над головами зрителей и оркестра дрон, громкое гудение которого порой совершенно забивало звучание музыки, это уже чересчур. Кто придумал такую глупость, и почему эту крайне неудачную затею не остановили, когда стала понятна ее полная неуместность, лишний раз доказав, что новые технологии не всегда благо?
Не могу не отметить также, что ведущей концерта следует уделить внимание своему произношению. Это жуткое русское "геканье" в украинском языке чудовищно режет слух!
Этот концерт стал первой полноценной работой режиссера А. Дугинова на нашей сцене. Опера "Травиата", постановку которой, задуманную и начатую еще покойным Ю. Чайкой, ему довелось завершать, в этом смысле не показательна. Невозможно судить об уровне режиссера по воплощению чужого творческого замысла. Но, к сожалению, вчерашний своего рода режиссерский дебют мне лично внушил не оптимизм, а скорее даже тревогу за нашу будущую долгожданную премьеру "Мадам Баттерфляй", которую тоже ставит Дугинов. Уж не знаю, к сожалению или к счастью, но ограниченные возможности и тесное пространство импровизированной сцены на крыльце театра не позволяли как следует разгуляться, поэтому выходы артистов были обставлены вполне традиционно и стандартно, что концерт, как по мне, ничуть не портило.
Поэтому жертвой режиссерской фантазии стала программа торжественного концерта. Подумать только, в двухчасовом мероприятии нашлось место лишь для одной-единственной оперной арии и увертюры... Неприлично, недопустимо мало!!! Ведь этот театр, позволю себе в очередной раз напомнить, все еще академический и, главное, оперный, как бы ни пытались уже несколько команд руководства превратить его в мюзик-холл... Зато программа изобиловала шлягерами Вакарчука, Могилевской и прочей попсой... И режиссер, и администрация театра, если им нравится эта музыка, вольны сколько угодно слушать ее дома на любой громкости, которую стерпят соседи, или где угодно в наушниках, да хоть лично распевать в караоке! Но оперному оставьте оперу! Неужели режиссер концерта действительно думает, что зрители, после почти полугодового перерыва наконец получившие возможность попасть в оперный театр, мечтали услышать с его сцены именно шлягеры Могилевской и Тины Кароль, а солисты, так долго отлученные от сцены, именно это мечтали спеть!? Какое-то непостижимое непонимание специфики и настоящего предназначения оперного театра... Или это неистребимое в современных режиссерах стремление любой ценой соригинальничать??? И??? То, что песни Вакарчука лучше всего поет сам Вакарчук, и трио солисток театра, со всем их обаянием и консерваторским образованием, не способно его перещеголять, не требовалось доказывать публично... Мало того, запись этого безобразия еще и растиражировали на весь Интернет, даже на официальных страницах театра, и по ней теперь весь мир будет судить об уровне нашего театра... С этим чрезмерным увлечением не свойственными оперному театру жанрами у нас скоро оперу совсем некому будет петь! Обидно сознавать, что такой шанс для популяризации украинской оперы безвозвратно упущен. И ради чего!? Чтобы режиссер посамовыражался!?
Мы не однажды были свидетелями того, как наш главный дирижер Н. Яцкив, имея хотя бы относительную творческую свободу, создает действительно интересные и достойные концерты. Вспомнить хотя бы первое в Днепре исполнение кантаты-симфонии С.Людкевича "Кавказ", концертное исполнение оперы "Назар Стодоля", концерт памяти Небесной Сотни... Когда же за концерты берутся режиссеры (взять хотя бы провальный концерт к 45-летию театра), почему-то выходит какая-то унылая каша из затертого репертуара, оперетки и эстрадных шлягеров с вкраплениями классики, уцелевшими благодаря настойчивости дирижера... Который вынужден тратить силы на борьбу за оперу в оперном... Нонсенс! Может, стоит убрать это явно лишнее звено, и доверить концертные программы профессионалу, музыканту с тонким вкусом и пониманием специфики жанра, под рукой которого за полсезона наш оркестр совершенно преобразился? Думаю, с процессом выхода на сцену солисты уж как-нибудь разберутся и без режиссера... Им не привыкать... Но зато концерты начнут соответствовать названию театра, его истинному назначению и возможностям исполнителей. И будут интересны истинным ценителям оперного жанра, а не очередному десанту пенсионерок, которым раздали бесплатные билеты в терцентре или совете ветеранов... Сколько можно делать ставку на эту непритязательную публику!?
А пока выходит замкнутый круг. В попытках разнообразить репертуар и угодить публике и собственным претензиям на оригинальность, режиссеры, вместо того, чтобы знакомить зрителя с богатейшим национальным и мировым оперным и классическим наследием, при полном попустительстве администрации тащат на сцену театра попсу и безвкусицу... Забывая о том, что именно классическая музыка и живое звучание составляют уникальность этого учреждения культуры. Убивая тем самым весь смысл существования театра.
Немає коментарів:
Дописати коментар