неділю, 24 лютого 2019 р.

45-й сезон: афиша марта

В мартовской афише театра 16 спектаклей. Но если вычесть из этого количества два явно коммерческих проекта - концерт Владимира Гришко "Коханим жінкам" и "Ночь в опере" с участием Марии Максаковой и Аурелио Гримальди, а также целых три концерта симфо-шоу "БаROCKо" (вот уж накреативили названьице, набирать - и то морока!), то на долю собственно высокого искусства остается лишь одиннадцать вечеров. Потому что, по моему скромному разумению, ни Гришко, ни Максакова, по крайней мере в их нынешнем состоянии, к высокому искусству и к оперному пению ни малейшего отношения не имеют. Зато собирают аншлаги благодаря раскрученным именам, что, несомненно, для дирекции куда важнее, чем то, как они поют.
Я вообще скептически отношусь к попыткам сделать из оперы шоу. Они мне кажутся скорее вредными, чем полезными для популяризации жанра. Сейчас мы устроим для публики шоу с популярными ариями, шумом, блеском и суетой... А после этого привлеченный всей этой мишурой зритель придет на какой-нибудь длиннющий "Трубадур" с его мрачной атмосферой, не первой свежести декорациями и костюмами, запутанным сюжетом, необходимостью думать и вникать в перипетии взаимоотношений между героями. И скажет: длинно и скучно, хочу праздника. И будет прав, потому что его поманили оперой в яркой обертке, а потом заставили высидеть три часа серьезного спектакля. Еще и с составом исполнителей, весьма и весьма далеким от идеала. Других наш театр сегодня предложить не может. Собрать эффектную и яркую концертную программу у нас еще можно, а вот с большинством спектаклей в этом плане проблемы.
Думаю, что единственный способ вернуть зрителя в оперу - достойный уровень спектаклей, новые названия в афише. Без этого ни ночи, ни даже оргии в опере не помогут. Публика на них, конечно, придет, соблазнившись рекламой. Но спектакли текущего нашего репертуара от этого ничего не выиграют. Скорее даже потеряют, потому что репетиционное время уйдет на подготовку разового шоу, а тот же "Трубадур" по-прежнему будут  давать с одной репетиции...
Для истинных ценителей оперного жанра главным событием марта, несомненно, станет "Борис Годунов". Как-то даже символично, что как раз 16 марта будет годовщина последнего появления этой оперы в афише. В спектакле анонсировано сразу несколько премьер: Борис Годунов - А.Форкушак, Самозванец - Т.Парулава, Пимен - В.Бабенко, Юродивый - И.Шевчук.
Вторым по значимости спектаклем марта смело можно назвать второе в нынешнем сезоне представление оперы Дж.Верди "Трубадур". Здесь нас тоже ожидает премьера В.Лисковецкого в партии Манрико. Партию графа ди Луна второй раз исполнит А.Ломакович.
Помимо этого в мартовской афише всего две оперы. Обе - премьеры минувшего театрального сезона - "Норма" и "Онегин.LIFE". Здесь без сюрпризов в составах, по крайней мере, в партиях главных героев. Но в буклете по какой-то причине не указано, кто споет Оровезо и Ленского. Сомневаюсь, впрочем, что  в нашей труппе есть хоть один солист, способный сподвигнуть меня в третий раз посетить нашу новую постановку Онегина.
В балетной части афиши у нас семь спектаклей, и среди них сразу два представления "Лебединого озера". Самым интересным, конечно,  станет спектакль 10 марта с участием гостей из Национальной оперы Украины - Натальи Мацак и Сергея Кривоконя. Блистательную Н.Мацак днепровская публика в партии Одетты-Одиллии уже видела в дуэте с не менее ярким Д.Недаком. Вот и в этот раз меня бы куда больше обрадовал приезд этого солиста или Я.Вани... Беру на себя смелость утверждать это  на основании своих впечатлений от спектаклей в НОУ. Но мое мнение при приглашении гостей не спрашивают.
Второе мартовское "Лебединое" станцует наш на сегодняшний день лучший балетный дуэт Е.Печенюк и Е.Кучвар. Их же мы увидим 27 марта в "Жизели" Впрочем, гарантий, что все будет именно так, как указано в афише, никаких. Доказательством тому, хотя бы, замена Е.Печенюк в "Дон Кихоте" на этой неделе.
В первом в нынешнем сезоне "Корсаре" анонсирован дуэт Е.Печенюк и Д.Омельченко. Третий спектакль новой постановки "Щелкунчика" станцуют С.Лисняк и А.Чорич. В "Ромео и Джульетте" заявлены Е.Кучвар и А.Салманова, а в "Carmen&Jose" - Е.Шмигельская и А.Чорич. Единственная ожидающаяся премьера в мартовских балетных спектаклях - дебют А.Габелко в партии Тибальда.
Вот и все, что есть в нашей мартовской афише. Теперь о том, чего нет. А нет любимой моей "Спящей красавицы", которую мы в этом сезоне еще не видели. Это тем более обидно, так как этот спектакль регулярно вывозят на гастроли. Нет "Пахиты" и "Шопенианы", "Паяцев", "Иоланты"... Нет надежды на возвращение на сцену "Богемы", "Отелло", "Севильского цирюльника", "Мадам Баттерфляй", "Кармен-сюиты", "Тщетной предосторожности". Все эти названия исчезли из афиши за последнее 10-летие...
Нет ни единого спектакля национального репертуара (хотя о чем я: его в афише театра нет вообще. Не считать же серьезным вкладом в популяризацию украинской музыкальной классики несколько номеров в февральском вечере романсов!). В нынешнем сезоне нет даже хоть какого-то концерта к шевченковским дням. Это даже как-то неприлично: спектакль, посвященный юбилею русского композитора М.Мусоргского есть в афише, а своего великого Кобзаря, произведения которого вдохновили стольких композиторов, проигнорировали. Недосуг готовить специальную программу, у нас, следуя новой моде, "Ночь в опере" затеяли, на нее все силы. Предыдущие два сезона в этом плане были очень приятным исключением. И концертное исполнение оперы К.Данькевича "Назар Стодоля" и первое и единственное исполнение в Днепре кантаты симфонии С.Людкевича "Кавказ" меломаны с ностальгией вспоминают до сих пор. В нынешнем сезоне дирижер Н.Яцкив, которому наш город обязан этими яркими событиями театральной жизни, наш театр покинул, и национальный репертуар снова исчез со сцены. У нас уже выросло пару поколений зрителей, уверенных, что украинской оперы не существует в природе, по крайней мере, такой, которую в Днепре сочли бы достойной постановки на сцене местного оперного...

1 коментар:

  1. Концерты из шлягеров - общемировая тенденция, увы. А с полных спектаклей зрители стали уходить после этих самых шлягерных номеров. Послушал арию и хватит - зачем сидеть в театре 4-5 часов в театре? Обидно(((

    ВідповістиВидалити

Відпустити хвіст жар-птиці

 Дніпроопера повернула на сцену популярний серед публіки балет "Ніч перед Різдвом"  за мотивами загальновідомого гоголівського сюж...