вівторок, 19 листопада 2019 р.

Подарок маленьким и взрослым (премьера "Белоснежки...")

Итак, впервые за много лет наш город наконец дождался премьеры детского балета. Признаться, за все время, что хожу в наш оперный, я ничего детского в балетном жанре, кроме давным-давно канувшего в Лету "Малыша и Карлсона", не припомню. Поэтому не удивительно, что новый главный балетмейстер театра Андрей Литвинов решил начать свою творческую карьеру на днепровской сцене именно с восполнения этого досадного пробела в театральном репертуаре. Ведь уже много лет театр мог предложить маленьким зрителям только музыкальные сказки. И постановка детского спектакля на музыку Б.Павловского Белоснежка и семь гномов", выдержанного  в стилистике классического  балета, пришлась очень кстати. Наконец у нас появился действительно интересный и достойный академического театра детский репертуар!

Анонсы не обманули, и спектакль действительно получился красивым, красочным и по-настоящему сказочным. И при этом совсем не детским по хореографии. Артистам есть, что танцевать, где продемонстрировать актёрские качества, а зрителям интересно на это смотреть. Причём зрителям всех возрастов. В постановке А. Литвинова есть и красивые классические вариации и дуэты, и динамичные ансамбли, и яркий и комичный характерный танец. Балетоман со стажем вроде меня легко выхватывает опытным глазом реминисценции из знаменитых спекталклей классического наследия, - "Жизели", " Спящей красавицы". В этом нет никакого греха. Ни один балетмейстер, взявшийся за постановку спектакля в классическом стиле, не может полностью отрешиться от влияния наследия своих гениальных предшественников. Менее искушенный зритель  тоже с удовольствием посмотрит на красивый танец. А уж задорная и комичная семерка гномов и милые зверушки не оставят равнодушными ни маленьких, ни взрослых. Хороши также декорации и костюмы, часто оказывавшиеся слабым звеном последних премьер театра. Спектакль по-настоящему радует глаз.

Как и во всех последних балетных премьерах (а это, напомню, уже третья после прихода в театр нового руководства), нам показали сразу два состава исполнителей главных партий: Белоснежка - А.Веретина, И. Кравченко, Принц - С. Зданский, А.Габелко, Мачеха - Е. Шмигельская, Ю. Белан. Судя по программке спектакля, в перспективе будет и третий состав, поскольку на партии Белоснежки и Принца заявлены Е. Бадалова и А. Белан, а на партию Мачехи - В. Колесник и М. Лоленко.

Как и следовало ожидать, наиболее интересным получился первый премьерный спектакль. Случилось это главным образом благодаря ярким запоминающимся образам, созданным нашими опытнейшими солистками Алиной Веретиной и Екатериной Шмигельской.

А. Веретина, на мой взгляд, сегодня находится на пике своей творческой карьеры и является одной из лучших наших солисток. Ей удалось создать в этом спектакле по-настоящему искренний и сказочный образ. Танец её Белоснежки, несмотря на сложный хореографический рисунок без малейших скидок на то, что постановка детская, полон завораживающей лёгкости, непринужденности, грации и задора. Образ этот по праву можно назвать большой творческой удачей балерины.

Под стать очаровательной Белоснежке оказалась и коварная и властная Королева-мачеха в исполнении Екатерины Шмигельской. Этой балерине такие партии, как по мне, удаются гораздо лучше, чем белая классика. Здесь как раз кстати присущая ей некоторая резковатость, угловатость ее пластики и ее умение чувствовать характер персонажа и воплощать его в танце. На её героиню было действительно интересно смотреть.

Принц в исполнении Сергея Зданского пленял юношеской свежестью, лёгкостью и техничностью. Большего в этой партии и не требовалось, поэтому дебют можно назвать вполне удачным.

Во втором составе главные женские партии достались дебютанткам. И, разумеется, было бы просто несправедливо сравнивать их с куда более опытными коллегами. Для Илоны Кравченко это только третья большая партия в её карьере на нашей сцене, а для Юлии Белан и вовсе дебют в главной партии. Конечно, пока все это только наметки, поиск собственного сценического почерка. Впрочем, бросалось в глаза, что для второй нашей Белоснежки хореографию несколько упростили, что неизбежно, поскольку тут конкурировать с А. Веретиной весьма сложно. В целом станцевали обе молодые балерины вполне прилично, хотя говорить о каких-то особых творческих достижениях не приходится. Не хватает уверенности, свободы, опыта. Но это, надеюсь, дело времени. Молодежи надо давать возможности для роста, и эта постановка для этой цели очень подходит. Белоснежка в те моменты, когда не сосредоточивалась всецело на технических сложностях, была очень мила. Но обеим балеринам ещё есть, над чем работать.

Второй наш принц Александр Габелко больше всего порадовал искренней вовлечённостью в спектакль и ярким образом. Этому способствовала и выигрышная фактура - рост, осанка, красивые позировки. Но времена, когда этого было достаточно для балетного принца, остались в позапрошлом веке. К сожалению, когда смотришь на танец этого солиста, сразу ощущаешь банальный недостаток данных. Шаг, прыжок, амплитуда движений, увы, слишком не соотвествуют нынешним балетным канонам. Лет 30 назад танцовщик с таким уровнем техники в ранге премьера был бы вполне на месте, особенно в провинциальной труппе, но сегодня стандарты другие. Возможно, какие-то недостатки можно сгладить упорной работой над собой. И артист, следует отдать ему должное, заметно вырос за последний сезон. Но если и нынешний уровень позволяет получать главные партии, то стимулов немного. И надежда только на конкуренцию в труппе. Однако технические возможности танцовщика в детском спектакле не имеют настолько определяющего значения, как, скажем, в "Дон Кихоте". Здесь гораздо важнее создать достоверный образ, в который поверят остро ощушающие малейшую фальшь юные зрители. И вот с этим А. Габелко вполне справляется.

Отдельно следует отметить отлично поставленный и с большим задором исполненный комичный ансамбль гномов. При этом каждый из забавной  семерки наделен ярким индивидуальным характером. Смотреть на этих персонажей - настоящее удовольствие.

В целом пополнение нашего балетного репертуара можно смело назвать удачным. Спектакль получился. Сейчас наша Белоснежка уехала на гастроли в Европу, поэтому тем, кто не успел увидеть премьеру, придётся ждать, по слухам, второй половины января. Думаю, балет будет пользоваться вполне заслуженной популярностью у публики всех возрастов. 

Немає коментарів:

Дописати коментар

З другої спроби (прем'єра мюзикла "Моя чарівна леді")

Не питайте, яким дивом мене занесло на прем'єру чергового мюзикла на нашій оперній сцені, яка вже майже й не оперна. Адже мене неймовірн...