понеділок, 20 травня 2019 р.

О параде дирижеров и не только о нем

Главным театральным событием апреля стал, как и ожидалось, парад дирижеров. Конечно, приглашенные маэстро и ранее появлялись за пультом нашего оркестра. Были среди них и признанные мастера, и перспективные молодые дирижеры. Попадались, увы, и вовсе непонятные персонажи, резоны приглашения которых остались на совести администрации театра. Но такой мощный десант очень разных, но очень ярких мастеров в течение одного месяца наш театр встречал, пожалуй, впервые на моей памяти.

Событие это стало подарком прежде всего для меломанов, поскольку большинству обычных зрителей безразлично, кто за пультом. Думаю, будет огромным достижением, если публика сможет вспомнить хотя бы половину фамилий участников апрельского парада дирижеров. Но для истинных ценителей оперного жанра возможность познакомиться с такими мастерами, услышать, как под их руководством преобразятся давно знакомые спектакли, стала настоящим подарком. Конечно, Максакова или Кухар и Стоянов имели куда больше шансов собрать аншлаги, но приятно, что в этот раз у нас думали не только о кассовом сборе. Почаще бы так. И для зрителей, и для труппы театра это уникальный опыт.

Отрадно и то, что сотрудничество с приглашенными маэстро планируют продолжать. Уже известно, к примеру, что В.Василенко, не так давно дирижировавший у нас "Кармен", станет дирижером-постановщиком ближайшей нашей оперной премьеры - "Мадам Баттерфляй" Дж. Пуччини. Небывалый в истории театра случай,- о прослушивании солистов для участия в будущей премьере официально отчитались в группе театра в Фейсбуке. Правда, обещание обнародовать его результаты почему-то не выполнили...

Открыл парад львовянин Мирон Юсипович, под управлением которого прозвучали "Паяцы" и "Аида". Первый спектакль был примечателен еще и тем, что мы услышали премьеру Игоря Шевчука в партии Канио. Признаться, из двух спектаклей М.Юсиповича, именно "Паяцы произвели на меня более яркое впечатление. Спектакль получился по-настоящему живым и искренним. Именно этого как раз недоставало "Аиде". Все исполнители старались проявить себя наилучшим образом, но вот атмосферы, психологической достоверности, той самой пресловутой "химии" не случилось. Кроме того, в этот вечер на сцене произошло столько досадных и курьезных накладок, что оставалось только радоваться, что оперу все-таки благополучно допели. Все это очень мешало погружению в музыку. Ну и, конечно, никакой приглашенный маэстро не в силах восполнить недостаточную масштабность звучания спектакля. Для него у нас просто недостает хора, его слишком мало, чтобы опера зазвучала, недостает общего уровня музыкантов оркестра.

То же самое можно сказать и о "Борисе Годунове" под управлением нашего гостя из Минска Александра Анисимова. Опера тоже изобилует масштабными массовыми сценами, которые, увы, в наших реалиях просто не могли прозвучать с надлежащей мощью. Исполнитель заглавной партии Владимир Гудзь создал в этом спектакле очень яркий и емкий образ царя Бориса. Это как раз тот случай, когда недостатки вокала с лихвой искупаются глубиной проживания образа. Не могу не отметить и совершенно неотразимое очарование Марины Мнишек в исполнении Ольги Ус, партнером которой в этом спектакле стал Э. Сребницкий, лишний раз доказавший, что над подлинным мастерством время не властно.  Но вот манера приглашенного маэстро оказалась настолько неожиданной для некоторых наших солистов, привыкших, что их "носят на руках" в течение спектакля, что избежать провалов удалось только благодаря чуткости опытнейшего дирижера, сумевшего вовремя "поймать" и спасти незадачливых певцов. Все это говорит прежде всего о недостатке репетиций. Тем более, что для отдельных солистов это был премьерный или второй спектакль, да и опера эта у нас идет пару раз в сезон.

Самым, пожалуй, предсказуемым для меня в параде дирижеров оказался "Риголетто" с киевлянином Сергеем Голубничим за пультом. Просто потому, что я давно не жду чудес от этого спектакля в нашем театре. Имеющиеся в труппе исполнители меня, увы, не трогают, хотя в былые времена это была одна из моих любимых опер. Слишком многое здесь зависит от ансамбля, от взаимодействия между персонажами, от умения создать образ. То, что я вижу и слышу на нашей сцене в последние сезоны, меня не цепляет. Видимо, вопрос именно в моем личном восприятии, поскольку у остальной публики спектакли неизменно имеют успех. Но даже при всем этом в апрельском спектакле меня очень приятно удивило звучание знаменитого квартета. А заменивший заявленного В.Лисковецкого Игорь Шевчук блестяще справился с песенкой Герцога.

И, наконец, завершила наш парад "Иоланта",  в которой за пульт снова встал хорошо знакомый днепровским театралам Назар Яцкив. Опера эта нечасто появляется в афише и, к сожалению, не пользуется особенной популярностью у нашего зрителя. В ней нет драматических противостояний, конфликтов, накала страстей.  В нее надо вслушиваться, вдумываться, чего публика, пришедшая в театр развлечься, не хочет и не любит. А еще эту оперу надо исполнить. Здесь не спрячешься за демонстрацией бурного темперамента, актерством, самолюбованием и прочими кунштюками, которыми так часто в угоду непритязательным вкусам публики у нас подменяют пение. И эта "Иоланта" оказалась одним из немногих спектаклей сезона, от которых осталось по-настоящему светлое и приятное послевкусие. Так неожиданно хрустально-хрупко, искренне и светло прозвучала эта опера. Особо хочу отметить премьеры Виталия Лисковецкого в партии Водемона и Максима Иващука в партии короля Рене. Обоим солистам удалось создать очень убедительные образы. Ах, как же хотелось и более  яркого вокала в партии Роберта под стать этим двоим, но увы... К сожалению, это проблема не только "Иоланты", откровенно слабые исполнители были в каждом из 5 спектаклей нашего апрельского парада.

Итак, наши гости отработали свои спектакли и уехали. А наши проблемы, увы, остались с нами. И решить их, увы, невозможно даже самому гениальному приглашенному дирижеру. Здесь нужна многодневная, кропотливая и, самое главное, системная работа. Это касается и комплектования труппы, и репетиционного процесса, и режиссерской работы. Потому что без этого мы снова и снова будем оказываться перед неприятным фактом, что исполнительницу партий второго плана и слушать уже совершенно невыносимо, и заменить некем. И проблема эта существует не первый сезон и касается не только меццо, но и теноров-компримарио. Но приходится терпеть, иначе спектакль придется снимать с репертуара. А он у нас и без того небогат. Что с одной мизансценной репетицией невозможно добиться надлежащего уровня взаимодействия артистов.Более того, они часто не успевают даже запомнить, из какой кулисы им на сцену выходить... О какой глубине образа в этом плачевном случае может идти речь!?

И все же эти спектакли еще раз доказали, что и наш оркестр, звучание которого вызывает столько нареканий, возможно реанимировать. Ведь могут же под руководством приглашенного дирижера собраться, постараться и прилично отыграть спектакль! Видимо, проблема не только и не столько в профессионализме музыкантов, сколько в отсутствии твердой руки. Театру срочно нужен ДИРИЖЕР. Авторитетный и принципиальный, тонкий музыкант и настоящий фанатик своего дела, способный мобилизовать все здоровые творческие ресурсы театра. И заниматься при этом не самопиаром, интригами, потаканием фаворитам и личными творческими амбициями (хватит уже с нас симфошоу в париках и без, с песочной анимацией и без нее), а обеспечением достойного уровня текущего репертуара. Неблагодарной черной работой, без которой этот театр не спасет никакой приглашенный гений. И от желания и способности нашего руководства найти и поставить во главе труппы такого маэстро во многом зависит будущее театра.









Немає коментарів:

Дописати коментар

З другої спроби (прем'єра мюзикла "Моя чарівна леді")

Не питайте, яким дивом мене занесло на прем'єру чергового мюзикла на нашій оперній сцені, яка вже майже й не оперна. Адже мене неймовірн...