неділя, 24 січня 2021 р.

Наш карантинный театральный декабрь

Накануне завершения январского локдауна, когда уже забрезжила долгожданная перспектива возвращения зрителей в театральные залы, а лента соцсетей снова запестрела анонсами будущих спектаклей и концертов, думаю, самое время припомнить наш театральный декабрь.
С самого начала декабря со дня на день ожидали нового ужесточения карантинных ограничений, это чувствовалось и по афише на вторую половину месяца, в которой первоначально было 4 спектакля и 1 концерт. После того, как наконец наступила определенность со сроками локдауна, репертуар второй половины декабря спешно перекроили. При этом администрация театра настолько увлеклась стремлением непременно собрать кассу с новогодних спектаклей, что едва не лишила театр и его поклонников долгожданного "Князя Игоря", посвященного дню рождения театра. Если бы не эта некрасивая история со знаковым спектаклем театра, который чуть не принесли в жертву погоне за кассой, то новогоднюю серию "Щелкунчиков" и "Ночи перед Рождеством" можно было бы только приветствовать. Но в конце концов в афише нашли место и для дня рождения театра, и для серии новогодних спектаклей, что не может не радовать.
Увы, даже в обновленной афише декабря оперы можно было пересчитать по пальцам. Причем одной руки хватило бы с избытком... И все три спектакля были по-своему значимыми. Не стану подробно останавливаться на втором премьерном спектакле "Мадам Баттерфляй", ему была посвящена моя предыдущая заметка.
Наконец, после двухлетнего перерыва, увидел свет рампы "Любовный напиток" Г.Доницетти. Для меня лично этот перерыв был еще длиннее, потому что единственного прослушивания этой оперы под руководством Ю.Пороховника мне оказалось предостаточно, чтобы больше не подвергать свои уши такому жестокому испытанию. Но в декабрьском спектакле за пульт снова встал дирижер-постановщик Н. Яцкив, и все обаяние прекрасной музыки Доницетти, к моему огромному удовольствию, вернулось. Саму нашу постановку этой оперы я недолюбливаю за пестроту и некоторую вульгарность. Последняя, однако, в возобновленной постановке оказалась почти сглажена, что пошло спектаклю только на пользу. Не могу не отметить необыкновенно колоритный образ Дулькамары в исполнении М. Иващука. Но главным событием стал дебют в партии Адины нашей новой солистки Марии Книгницкой, обладательницы очень красивого голоса, сумевшей покорить даже такого капризного зрителя, как я, и звучанием, и обаянием. В добрый час! Очень жду февральского спектакля и новых столь же ярких образов! Единственное, что очень расстроило, - плачевное состояние соломенных декораций и бутафории, которые оказались до неприличия мятыми и потрепанными. А ведь это одна из самых новых постановок театра...
Долгожданный и с боем доставшийся нам "Князь Игорь" ожидаемо впечатлил великолепием постановки. Ах, эти арефьевские декорации и костюмы! Замечательно, что в фойе театра оформили мини-выставку костюмов и фотографий, посвященную истории нашего театра. Но вот сама опера... Чего можно ожидать, когда спектакль идет раз в пару лет!? Это, конечно, было гораздо приличнее, чем достопамятный "Князь Игорь", который после многолетнего отсутствия в афише у нас умудрились дать тоже ко дню рождения театра вообще без генеральной репетиции, и намного лучше прошлогоднего конфуза с новой редакцией "Бориса Годунова", но все равно печально... На общем звучании не мог, конечно же, не сказаться очень возросший уровень нашего оркестра. Но как ни старались исполнители, чуда не случилось. Залог чуда - регулярное появление оперы в афише. Другого рецепта нет. И эта постановка, в отличие от большинства наших новоделов, стоит того, чтобы над ней работать, чтобы вводить новых исполнителей, бережно сохраняя традиции и былое величие. Вот только у администрации театра, увы, другие приоритеты.
В балетной части декабрьского репертуара главным разочарованием стали "Шопениана" и "Пахита". Эти маленькие балетные шедевры так редко появляются в афише, что хочется хотя бы приличного исполнения. Впрочем, этого хочется всегда. Но плачевная форма обеих наших ведущих солисток совершенно меня убила, испортив все впечатление. Как можно было вообще балерин в таком состоянии выпускать! При таком положении дел нет ничего удивительного, что на "Лебединое озеро" солистку вот уже во второй раз пришлось приглашать. И, судя по уже обнародованной февральской афише, и в третий раз тоже... Наша декабрьская гостья - солистка НОУ Ю. Москаленко продемонстрировала отменную технику, яркий темперамент и творческую индивидуальность. Это гастрольное выступление стало, пожалуй, одним из ярчайших впечатлений декабря. Интересно было также посмотреть на С. Зданского, которого мы привыкли видеть в образах балетных принцев и темпераментных испанцев, в новом амплуа балетного злодея. Из двух спектаклей "Ночи перед Рождеством" по общему впечатлению мне больше понравился первый (М. Щербина, А. Чорич, Е.Бадалова). Была в этот вечер какая-то особая захватывающая энергетика, общий темпоритм, самоотдача. Второй спектакль, как и "1000 и 1 ночь" (М.Лоленко, А.Чорич, В. Колесник), лично для меня сделали солистки - М. Лоленко и В. Ильченко. Очень порадовало, что в декабре на нашу долю наконец достался предновогодний "Щелкунчик". Целых три спектакля, небывалый случай. Есть свои плюсы и в карантинных ограничениях, благодаря которым наш балет в предновогодние дни наконец радовал своих зрителей. Я постепенно начинаю привыкать к нашей новой постановке этого балета. Больше всего меня впечатляет дивертисмент танцев из 2-го акта, поставленных очень ярко и зрелищно. И у нас сейчас как раз подобрался отличный состав исполнителей за исключением, разве что, французского танца. Но вот общим разочарованием всех спектаклей декабря стал кордебалет. Чтобы понять, насколько все печально, даже не обязательно посещать все спектакли. Достаточно просто посмотреть фото, щедро выкладываемые на страницах театра в соцсетях. От поднятых на разную высоту ног, разнокалиберных позиций рук, разных углов наклона корпуса рябит в глазах... И главный балетмейстер, и педагоги присутствуют на каждом спектакле... Неужели они этого не видят? Или (очень бы не хотелось в это верить!) этот разнобой и разброд - потолок нынешних возможностей нашей балетной труппы!?
Ну и, наконец, главная изюминка декабрьского репертуара - концертные программы театра, из-за которых в соцсетях ломают копья мои коллеги-театралы, обвиняя театр в посягательствах на исконную территорию и репертуар филармонии. Странно, что, когда театр годами опускают до уровня дешевого мюзик-холла, это мало кого волнует. А стоило появиться в репертуаре нескольким действительно достойным и оригинальным концертным программам, как тут же набежали поборники чистоты жанра. Лично я этих мнений категорически не разделяю. Из-за карантина балеты идут под фонограмму. Оперы идут максимум три раза в месяц. Так почему бы не направить не используемый в силу обстоятельств потенциал оркестра на освоение нового репертуара? Что с успехом и сделали в театре. Кстати, очень радует, что в театре наконец появились программки концертов, для которых даже создали яркие обложки с фотоколлажами. Приятно взять в руки, а потом сохранить на память. Музыкальная ретро-вечеринка, состоявшаяся 7 декабря в фойе второго этажа, запомнилась ярким колоритом и живой атмосферой. И, конечно, уровнем исполнения, необыкновенной увлеченностью и самоотдачей всех участников концерта. Отрадно отметить, что в программе этого стильного и необычного вечера было много украинской музыки. Лично мне очень хотелось бы снова ощутить эту необыкновенную энергетику. Браво авторам этой оригинальной идеи!
Концертную программу "O sole mio" никак нельзя назвать посягательством на чужую территорию, поскольку ее основу составили арии из итальянских опер. При нашем крайне скудном оперном репертуаре приятно послушать их хотя бы в концертах, тем более решенных в традиционном духе, без новомодных режиссерских ухищрений. Единственная моя претензия к этому концерту - подбор исполнителей. Но этим у нас грешат и в спектаклях, где на многие партии просто нет дублеров. Кое-кому выбранный репертуар оказался явно не по зубам. Зато других после этого концертного выступления захотелось поскорее услышать в спектакле. В целом концерт произвел довольно приятное впечатление. Если уж нет опер, давайте хоть петь арии и ансамбли в концертах, это лучше, чем ничего.
И, наконец, самое ожидаемое и самое грандиозное событие нашего театрального декабря - 9-я симфония Бетховена. Эта громада, требующая огромного оркестра, хора, солистов не под силу большинству наших филармоний, в том числе и Днепропетровской. И еще пару сезонов назад мы и мечтать не могли, что такое масштабное музыкальное произведение может прозвучать на сцене нашего театра. Это настоящий творческий прорыв, невероятная высота. И, не побоюсь этого слова, блестящая дирижерская работа главного дирижера театра Н. Яцкива.
Мне бесконечно жаль, что эта гениальная музыка пока прозвучала лишь однажды. Если бы театр мог представить эту музыку на гастролях в Украине, это подняло бы его репутацию и способствовало бы привлечению новых творческих сил для реализации других амбициозных творческих проектов. И это куда более серьезный вызов, чем развозить по городам и весям очередную оперетку. Если бы только было желание нашей театральной администрации... Но ей, похоже, больше по вкусу примитивный репертуар, чем шедевры... Но вот после высочайшей планки, заданной предыдущими концертными программами, было более чем странно смотреть и слушать разрекламированный концерт "Мелодии рождественской ночи". Сама задумка - представить публике традиционные рождественские мелодии разных стран, может, и не так плоха, но вот реализация ее меня бесконечно разочаровала. Большинство мелодий, представленных в этой программе, в предновогодние дни и без того буквально лезут в уши везде и всюду. И от концерта в оперном хотелось хоть какой-то оригинальности. И хоть какого-то уровня. И хоть какой-то режиссерской мысли. Лично мне увиденное напоминало смесь детского утренника и районного смотра самодеятельности. Давно не приходилось так скучать.Единственное, что мне понравилось, это оформление сцены. Но, кажется, недоумение такая рождественнская музычка на сцене оперного вызывает только у меня. Дирекция получившимся результатом настолько довольна, что концертик впихнули уже и в февральскую афишу. Глядишь, будем распевать эти песенки до самого июня... Это ж куда милее сердцу наших вершителей судеб театрального репертуара, чем какой-то там "Трубадур" или "Князь Игорь".
Только вот подобное потакание примитивным вкусам широкой публики для театра - путь в никуда. Потому что настоящие ценители оперного (да и балетного) жанра и без того уже обходят наш театр десятой дорогой. Потому что театру практически нечего им предложить. Бегут из театра и перспективные исполнители, которым здесь нечего ждать. А содержать за счет бюджета огромную махину оперного театра ради постановок "Мистера Икс" и "Мелодий Рождественской ночи" - не слишком ли накладно!?

10 коментарів:

  1. Спасибо за обзор декабря!)
    Хотела бы добавить немного и своих впечатлений! в "Шопениане", в главном дуэте, увы, давно все печально, тут просто нужна смена исполнителей и живая музыка - причем та, которая откроет публике тонкие нюансы Шопена!Мне очень обидно слышать от других зрителей, что этот балет скучен и непонятен.Может, в дальнейшем,все изменится в лучшую сторону!Конечно, бессюжетные балеты всегда были менее популярны у зрителей!Мне кажется, и нынешние артисты далеко не все горят желанием танцевать эту сложную старинную хореографию!
    Тем не менее М.Лоленко и Е.Галушка 2 декабря меня порадовали!) Спасибо им!)

    ВідповістиВидалити
  2. Техничной (самой лучшей, отличной от других солисток ПРИМЫ) у нас , к сожалению, на данный момент нет (((. Зато меня порадовала премьера И.Бряхны в па де труа ( зал взрывался овацией при исполнении сольных вариаций), В,Колесник в новой для нее вариации "Скрипка" - совершенно по-другому, со своей подачей станцевала свое соло!Я как будто первый раз смотрела на давно знакомую комбинацию движений! Да и остальные вариации солисток были хороши, на мой взгляд!К счастью, я почти не смотрела на 8 - ку кордебалета, потому мое впечатление было лучшим, чем у вас, и даже ожидаемым.Чудес я просто не ждала...)))

    ВідповістиВидалити
  3. в "Лебедином озере" все три главных героя были хороши, на мой взгляд!Конечно, не все идеально можно отрепетировать, когда в максимальные сроки нужно сработаться с приглашенной солисткой.Эмоциональная сторона партий часто или не успевает найти точек соприкосновения либо уходит на 2 план!Ю,Москаленко в белом акте сначала не могла скрыть своего волнения от незнакомой сцены, партнеров, спектакля.Но потом действо на сцене меня захватило)) То что у нас некому танцевать Лебединое - это печально,НО посмотреть на солисток других театров всегда интересно!Я бы не отказалась например, от харьковчанки Алены Шевцовой !)
    http://hatob.com.ua/rus/elena-shevtsova

    ВідповістиВидалити
  4. Посетив "Щелкунчик" 19 декабря, сделала вывод, что это было лучшее выступление Е.Печенюк ( партия Маши) после карантина ...Недавно прошедшая "Спящая красавица" это впечатление усилила!Новая Аврора Днепру тоже позарез нужна - таково мое послевкусие!

    ВідповістиВидалити
  5. Выступления В.Баки( Красняк") в русском танце в "Лебедином" и в дуэте коробейников в "Ночи перед Рождеством" были с такой яркой подачей, что захотелось увидеть ее Солоху и Нуриду!)
    К слову,в "1001" ночи впервые за множество просмотров я пожалела о судьбе этой героини, захотелось,чтобы она осталась в живых))).Очень интересно было смотреть на В.Колесник в этой партии.Хочется похвалить также работу педагога (педагогов) при подготовке Образа, за открытие новых ( или забытых ранее) нюансов ролей - например, во взаимодействии с рабом (И.Бряхна) - мне немного напомнило балет "Шехерезада"!))

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. К слову,в "1001" ночи впервые за множество просмотров я пожалела о судьбе этой героини - ИМЕЛАСЬ ВВИДУ НУРИДА!)

      Видалити
  6. М.Лоленко в партиях Шехерезады и Оксаны не появлялась на сцене Днепра 4 -5 лет.Перерыв огромный, и я с большим интересом и нетерпением ждала этих выходов! Возможно, это глубоко мое личное, но этой солистке (а скорее АРТИСТКЕ) всегда удается увлечь меня в историю,которую рассказывает ее персонаж, дотронуться до самых тонких струн души...
    В моей зрительской балетной жизни был очень химичный по взаимодействию и пониманию друг друга дуэт М.Лоленко и Е.Кучвара.Очень и очень жаль,что сейчас они не выступают вместе .28 декабря в "Ночи перед Рождеством" был прямо -таки неожиданный ПОДАРОК ДЛЯ МЕНЯ в виде этого дуэта,который , к сожалению, вряд ли найдет продолжение (((
    Остается лишь бережно хранить те ценные воспоминания, которые ( как бы пафосно это не звучало) будут всегда со мной...

    ВідповістиВидалити
  7. И немного не только о балете :
    По моему мнению,ходить на любую оперу, концертную программу или даже кинохиты всегда стоит, если за пультом дирижер Н.Яцкив!) Потому что незабываемый вечер или какое-то Открытие в хорошо знакомой или новой ( ранее не слышанной мною) Музыке обеспечено!)))

    ВідповістиВидалити
  8. В премьерной опере "Мадам Баттерфляй" мне больше всего запомнились Н.Еременко и А.Ломакович!
    О "Любовном напитке" даже добавить нечего - разделяю ваши восторги!))Как и обо всех проектах Н.Яцкива - в декабре!
    В "Князе Игоре" хочется отметить очень интересный образ Галицкого в исполнении М,Иващука и и Кончаковну О. Ус.
    Остается открытым лишь 1 вопрос - когда мы вновь услышим и увидим эту оперу на нашей сцене?Если даже этот показ к Дню рождения театра пришлось в буквальном смысле "выгрызать" зубами!!!

    ВідповістиВидалити

З другої спроби (прем'єра мюзикла "Моя чарівна леді")

Не питайте, яким дивом мене занесло на прем'єру чергового мюзикла на нашій оперній сцені, яка вже майже й не оперна. Адже мене неймовірн...