субота, 4 січня 2020 р.

Послесловие к юбилею

Отгремели юбилейные торжества, стих всеобщий хор поздравлений и восхвалений. Думаю, что теперь уже мои не слишком веселые размышления по поводу увиденного и услышанного на гранд-концерте, посвященном 45-летию театра, никому не омрачат праздничного настроения.

Как бы мне хотелось вместо этих невеселых размышлений просто поздравить всех артистов и работников театра, своих коллег-театралов, всех тех, кто не мыслит своего существования без этого яркого и увлекательного мира... Как бы хотелось говорить о гордости за славное прошлое нашего оперного, о многообещающих перспективах его настоящего и будущего... Увы, эпоха романтического восприятия происходящего в театре для меня давно позади. Я люблю наш театр, но не слепой всепрощающей и все принимающей любовью. Я не могу не замечать насколько разительно наши театральные реалии сегодня отличаются от оптимистичной и пафосной картинки, которую пытаются нам нарисовать. И не хочу кривить душой, делая вид, что все прекрасно...

Конечно, дата знаковая. Конечно, это повод вспомнить историю театра, поговорить о его славном прошлом, реалиях, увы, не слишком-то радостных, настоящего и будущих перспективах. Ну и, конечно же, подарить всем поклонникам театра праздник музыки, показав все лучшее, чем сегодня может похвастаться труппа театра. Но вот форма и содержание праздничного концерта в который раз оставили горькое послевкусие.

Понятно, что из-за того, что балет вот уже почти 2 месяца находится на гастролях, постановщики концерта могли рассчитывать только на солистов оперы, хор и оркестр. Но вообразить, что первое отделение превратится в настолько унылое и безвкусное действо, невозможно было даже мне с моим опытом посещения наших торжественных мероприятий. Этому долгому и нудному вручению грамот от дирекции театра было самое место на общем собрании трудового коллектива театра, где собралась бы как раз самая благодарная и заинтересованная аудитория, готовая увлечённо созерцать эту бесконечную церемонию и затем не менее увлеченно обсуждать, кому дали, за что дали и кому не дали. Кстати, тогда уж заодно можно было не только хор, оркестр и осветительский цех отметить, но и гардеробщиц, уборщиц и т.д. Но все это зачем-то вытащили на сцену, на обозрение переполненного зала... Публика, ждавшая праздника, откровенно томилась... Никто толком не разобрал, кто эти люди, чем и за что их награждают, тем более, что для ускорения процесса назывались только имена и фамилии... Зато впечатление, что мы находимся не на юбилее академического театра оперы и балета, а на торжественном собрании по случаю дня колхозника в сельской глубинке, было полным. Как и понимание того, как низок на самом деле, несмотря на все пиар-ухищрения и славословия, уровень и авторитет театра, в труппе которого даже к юбилею некому присваивать звания... Который даже министерство культуры, или как там оно нынче называется, с юбилеем не поздравило... Все это говорит о месте нашего театра в культурной жизни страны, о его истинном уровне. И тут, что бы нам ни рассказывали наши новые руководители, на фоне других оперных театров мы явно пасем задних... А поскольку солидными наградами похвастаться не могли, пришлось прилюдно грамоты дирекции раздавать...

Недалеко от этой нудной церемонии раздачи грамот ушли и поздравления... Но что поделать, каков праздник, такие и гости. Похоже, эталоном постановки любых концертных мероприятий у нас теперь является "Вечерний квартал". Неприятно было наблюдать эту кашу на сцене, особенно после очень интересной и цельной программы концерта в честь открытия сезона. Но главный режиссёр В.Назаров, похоже, был слишком занят подготовкой собственного творческого вечера на сцене театра, чтобы размениваться на какой-то там юбилейный концерт. Вот и доверили режиссуру В. Черновой, которая вряд ли имеет опыт постановки концертов такого масштаба, в силу краткости своей работы в театре недостаточно понимает специфику жанра, и потому практически не способна противостоять давлению авторитетов. А таких было предостаточно, от дирекции до народных артистов... И каждый хотел пропихнуть что-то своё... Вот и получилось в итоге нечто томительно длинное, безвкусно пафосное и безнадёжно старомодное...

Отдельного разговора заслуживают гости вечера. Незадолго до юбилея труппа театра в очередной раз осталась без тенора. Поэтому для участия в концерте пришлось приглашать гостей. Творческая судьба солиста Харьковской оперы заслуженного артиста Украины Алексея Сребницкого и солиста Одесской оперы Виталия Лисковецкого в разное время была связана с нашим театром и было очень приятно снова их услышать. За это организаторам концерта отдельное спасибо. Но вот то, что главной звездой вечера стал Владимир Гришко, стало для меня не самым приятным сюрпризом.

Я понимаю, что в нашей стране не так много имён оперных певцов, известных широкой публике. Пожалуй, список их ограничивается двумя: Гришко и Максаковой. И оба они, увы, являются скорее околооперной попсой, чем лицом современного украинского оперного искусства. Те, кто действительно создаёт новейшую историю не только украинской, но и европейской и мировой оперы, поют на сценах театров, а не торгуют лицом в телешоу и гламурных журналах. Но ирония судьбы в том, что широкая публика знает именно этих последних и их и считает звёздами... Точно так же, как в нашем театре одни тянут серьёзный репертуар, а другие скачут в сказках и мюзиклах и рассказывают о своей гениальности в роликах на ютубе... Параллель, думаю, ясна... Было очень неприятно видеть, что приглашенная звезда оказался единственным участником юбилейного концерта, певшим в микрофон... Но даже с микрофоном он, увы, не мог тягаться с двумя другими нашими гостями. Правда, большинство публики это совершенно не смутило, что лишний раз подтверждает уровень нашего зрителя... Интересно, за это ещё и гонорар заплатили? И, небось, немалый?

Вместо этой сомнительной звезды лучше бы взяли напрокат проектор и показали бы публике лица всех тех, кто стоял у истоков театра, кто создавал его славу, чьи имена чуть ли не скороговоркой, поскольку разговорно-поздравительная часть мероприятия недопустимо затягивалась, перечислил Э. М. Сребницкий, живой свидетель тех славных дней, живая легенда... При нынешних технологических возможностях можно было шикарные видеоролики смонтировать. С фото артистов, старых афиш и программок, с кадрами кинохроники... Это было бы намного интереснее нудной и суетливой раздачи грамот! Но это ж думать надо было, искать, монтировать... Я слишком многого хочу от театра, в котором с банальными субтитрами на табло который год совладать не могут... Куда проще звезду позвать... Да и новому нашему руководству, которое к славному прошлому театра отношения не имеет, а новые славные достижения пока только обещает, не было бы повода столько времени на сцене красоваться....

К счастью, второе отделение было отдано музыке. Даже конферанс был сведен к минимуму, и мы наконец смогли послушать певцов, хор и оркестр без помех и томительных пауз, заполненных пустопорожними разглагольствованиями. И так концерт затянулся, и публика начала уходить уже со средины второго отделения... И дело тут не в невоспитанности зрителей, а в организации мероприятия.

Музыкальная составляющая вечера в большинстве своём оказалась на высоте. Браво главному дирижёру Назару Яцкиву, сумевшему совершенно преобразить наш оркестр. Понятно, что в такой вечер нельзя было обойтись без ветеранов сцены, которые все ещё остаются в строю. Без звезд ютуба обошлось - уже достижение...В целом мы услышали лучшее, что сегодня может предложить оперная труппа театра. Некоторое недоумение у меня вызвало разве что наличие в программе "Либер-танго" А.Пьяццолла, поскольку произведение это точно не относится к репертуару оперного театра, а солист- аккордеонист к его труппе... Вместо этого хотелось бы услышать либо номера из опер, которые не идут на нашей сцене, либо что-нибудь из национального репертуара. Или послушать еще что-нибудь в исполнении наших гостей из Харькова и Одессы. У нас не каждый день такие тенора поют! Отрадно также, что мы хоть по случаю юбилея увидели на сцене Е. Мыколайко, которой в нынешнем сезоне не досталось пока ни единого спектакля.

Мне очень хотелось в этот вечер забыть о наших проблемах. О невесёлых театральных реалиях, когда в спектаклях некому петь, музыкальное сопровождение большинства балетов невозможно слушать, когда лучшие наши постановки идут раз-другой в сезон, а афиша полна оперетт, сказок и прочего побочного продукта, когда аренд больше, чем спектаклей театра, а публика 2 месяца сидит на голодном пайке, а впереди ещё пустой январь и непонятные дальнейшие перспективы в связи с плотным гастрольным графиком театра. Хотелось праздника. Хотелось вспомнить былые времена и славные имена... Хотелось верить в лучшие времена, которые ещё наступят. На моей памяти уже третья смена руководства театра обещает ему возрождение и процветание... Увы... Первые 100 дней новой команды, а именно столько прошло с начала первого театрального сезона после их прихода в театр, не переполняют меня оптимизмом...

4 коментарі:

  1. Да, отзыв совершенно справедливый. Концерт превратили в бюрократическую процедуру. А что с Шевчуком. Мне так понравился он в прошлом году,голос просто чудесный. И опять театр без тенора. "Жаба" давит администрацию заплатить !

    ВідповістиВидалити

З другої спроби (прем'єра мюзикла "Моя чарівна леді")

Не питайте, яким дивом мене занесло на прем'єру чергового мюзикла на нашій оперній сцені, яка вже майже й не оперна. Адже мене неймовірн...