понеділок, 7 жовтня 2019 р.

И снова "Лебединое озеро" ...

Писать о "Лебедином озере", как по мне, неблагодарнейшее и скучнейшее занятие. Об этом балете написано уже, кажется, все, что только возможно. Идёт он на нашей сцене много чаще других спектаклей классического наследия и пользуется неизменной слепой любовью публики независимо от уровня исполнения. Пытаться же что-то доказывать тем, кто свято убеждён, что в Днепре лучший в мире театр, лучший в мире балет и божественные исполнители главных партий в данном конкретном спектакле, самое бесполезное занятие на свете. И все же...

Первое "Лебединое озеро" 46-го балетного сезона войдёт в историю прежде всего тем, что в нем мы впервые с 2011 года увидели ввод нового исполнителя на партию принца Зигфрида. 19-летний новичок труппы Сергей Зданский запомнился прежде всего своей юношеской хрупкостью, лёгкостью, хорошей техникой, высоким полетным прыжком в сольных вариациях. Дуэты новоиспеченному принцу дались значительно сложнее, даже несмотря на то, что для него упростили высокие поддержки. Весь спектакль меня не покидало ощущение, что наша прима для него явно тяжеловата. Об образе или о дуэте рассуждать после первого спектакля было бы слишком преждевременно. В целом новый солист произвёл приятное впечатление. Юношеская хрупкость, как показывает мой богатый зрительский опыт, недостаток весьма относительный и очень скоро проходящий. Надеюсь, что уже в ближайшие месяцы наш новичок вполне освоится на новой для него сцене, и мы обретем в его лице нового яркого исполнителя мужских партий, которых так не хватает нашей труппе. Все предпосылки для этого, как по мне, у него есть.

В партии Шута был анонсирован дебют другого новичка нашей труппы - Ивана Бряхны. Но что-то не сложилось, и в этой партии во второй раз на нашей сцене вышел Денис Коваленко. Впрочем, сожалеть об этой замене не приходится, поскольку этот образ можно считать явной творческой удачей танцовщика. Особенно впечатлил лихой, в хорошем смысле этого слова, гран-пируэт в 1 акте, исполненный в хорошем темпе и практически на "пятачке".

Впрочем, второй дебют солиста в этом спектакле мы все же увидели. В па-де-труа вышел еще один новичок труппы Александр Литвинов. Отработал свою партию вполне добротно и надёжно, хотя и без особого шика. Но это я уже капризничаю, слишком многого требуя от первого выступления на новой сцене.

Но если в мужской части труппы у нас намечается качественный рывок и резкое обострение конкуренции, то среди солисток, кажется, продолжает царить тишь да гладь. На манеже все те же. Хотя многолетнее практически неизменное исполнение того же танца больших лебедей одной и той же тройкой балерин вызывает сильное недоумение. При таком уровне исполнения уже давно пора бы попробовать доверить это кому-то еще. Хуже точно не будет. Просто потому, что хуже уже просто некуда. Хотя вчера, надо признать, наше бессменное трио было ещё сравнительно ничего. Странно также видеть, как для солистки упрощают неаполитанский танец, убирая оттуда фуэте. Ладно бы от безысходности, но у нас есть 4 исполнительницы, способные станцевать это соло без упрощений. Я понимаю, что молодым нужно развиваться. Но хотелось бы, чтобы это развитие было не в ущерб зрелищности. И не важно, что большинство публики таких нюансов просто не видит. Если руководствоваться принципом, что рядовой зритель все равно ничего не понимает, можно вообще все многообразие классического балета свести к паре арабесков и гран-пируэту. Но если неаполитанский танец лишь упростили, то русский и вовсе исчез из спектакля. Очередная купюра? Мало было того, что несколько лет назад сократили красивейший фрагмент 4 акта!?

К чести нашей примы Елены Печенюк следует отметить, что в 3 акте она наконец продемонстрировала все 32 положенных фуэте. Но, увы, в жертву этому творческому подвигу была принесена вариация Одетты во втором акте. И сокращают ее далеко не первый раз. Почему-то две другие наши исполнительницы партии Одетты-Одиллии могут станцевать спектакль без купюр... И окончательно меня расстроили совсем не лебединые руки...

Отдельного упоминания заслуживает нестерпимо громкий оркестр. В этом оглушительно бравурном  и бодрящем грохоте почти потерялась вся завораживающая красота гениальной музыки Чайковского. А то, что у нас доверчивой публике выдают за музыку неаполитанского танца, вообще жутко вспоминать. Неужели нельзя отрепетировать это злосчастное соло!?

И, наконец, наша неповторимая публика. В театре сняли запрет на съёмку спектаклей? Ещё на "Большом вальсе" у меня просто рябило в глазах от светящихся экранов смартфонов в партере. Этот слепящий свет отвлекает, мешает смотреть спектакль и непоправимо разрушает атмосферу вечера. Неужели 20 секунд сомнительного качества видео в инстаграме стоят того? В интернете полным-полно качественных записей "Лебединого озёра"! Да и имидж театра изобилие таких видео в сети отнюдь не улучшает. Ведь даже профессиональный фотограф или видеооператор не всегда может с первой попытки красиво и правильно снять балетный спектакль.  И выкладывая все эти сьемки, мы, чаще всего, оказываем медвежью услугу любимому театру. Если не жаль глаз и нервов соседей по залу, задумайтесь хотя бы об этом.




5 коментарів:

  1. хм...Зато солистка "Неапотиланского " мечтает о Китри...Там тоже уберут фуете и другие технические трудности? ((( И что немаловажно, добавят темперамента!?Зато ее двигают и ставят на партии...как никакую другую начинающую артистку балета в реалиях нашего театра!

    ВідповістиВидалити
  2. А наша балетная школа снова работает "на других" ... на другие театры. Д.Беркова и М.Малая , к примеру, уже в труппе Львова, С.Гатыло , закончив после нашей школы Киевское училище, начала свой первый рабочий сезон в Одессе, уже получив сольную партию в "Пахите"! Кажется, что дивиденды со школы получают "особо приближенные педагоги" - в частности , дочка и зять директора этой самой школы!В том числе и в плане железобетонного сидения на партиях...

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Анира, увы, девочки изначально не видят себя в данном театре. Многие из них рассматривают Днепр лишь как временный вариант. А так они нацелены на гастролирующие и заграничные труппы.

      Видалити
  3. Не знаю ,сдается мне А.Литвинову интересны только артисты балета мужеского пола, то есть реализация возможностей своего же класс а, где он был педагогом!Спасибо , конечно за новую кровь в нашем балете.НО нам очень нужна достойная смена и перспективные солистки! лет так 19 - 20 на главные партии в классике!

    ВідповістиВидалити
  4. А да, а на гастролях личного плана русский танец есть! Можно хоть фото полюбоваться и костюмом , который , к слову, гораздо лучше смотрится,чем наш "баба на чайник".Имею ввиду недавний пост А.Ящук..

    ВідповістиВидалити

З другої спроби (прем'єра мюзикла "Моя чарівна леді")

Не питайте, яким дивом мене занесло на прем'єру чергового мюзикла на нашій оперній сцені, яка вже майже й не оперна. Адже мене неймовірн...