пʼятниця, 7 травня 2021 р.

Наши карантинные театральные март и апрель

    Итак, мы относительно благополучно пережили первые два весенних месяца. Пережили вместе с любимым театром, что не может не радовать. Хотя область несколько тревожных недель балансировала на грани красной зоны, наш театр оказался единственным из оперных театров Украины, избежавшим тяжкой участи закрытия на время локдауна. Хоть тут Днепру повезло.
    Но если главная угроза нас, по счастью, миновала, то без множества других разочарований, увы, не обошлось. Начатое еще в декабре перекраивание ранее заявленного репертуара, похоже, вошло в привычку театральной администрации. И привычка эта мне категорически не нравится. Из афиши по-прежнему продолжают без предупреждения и каких-либо объяснений бесследно исчезать спектакли. В марте тихонечко отменили "Свадьбу Фигаро", еще более сократив и без того скудный выбор опер. В апреле потери оказались намного более досадными и неприятными. Мы лишились  "Травиаты", главной интригой которой был ожидавшийся ввод новой исполнительницы на главную партию. В труппе театра после ухода Е.Самойловой и М.Цветинской ведь не осталось ни одной Виолетты. Потому первая "Травиата" нынешнего сезона ожидалась с особенным интересом, но увы... И помпезно анонсированный в мае спектакль с участием "дивы" М.Максаковой никак не может компенсировать эту потерю для всех, кто хоть сколько-нибудь разбирается в опере. Всем нам памятен ужасный, но, к счастью, заслуженно быстро сгинувший "Онегин.LIFE", который никак не украсило участие этой певицы. Ничего общего с настоящей оперой эта гламурная дива, увы, давно не имеет. И очень жаль, что вместо достойной оперы нам снова подсунут околооперную попсу. Дешевый блеск,  но, кажется, вполне удовлетворяющий невзыскательный вкус вершителей судеб оперного искусства в Днепре. 
    Такая же печальная участь в апреле постигла "Шопениану" и "Пахиту", так редко появляющиеся в афише. Безвозвратно, судя по всему, канула в Лету и анонсированная на июнь премьера оперы "Евгений Онегин" в концертном исполнении, афишей которого уже успели украсить не только сайт, но и фасад театра.  Ну а вершиной этой череды разочарований оказался срыв спектакля из-за внезапных проблем со здоровьем балерины. Несмотря на то, что в программке балета указано целых пять фамилий, заменить Е.Печенюк в "Золушке" оказалось некем. Дублерши не нашлось, спектакль, как выяснилось, предполагалось танцевать без страховки, что само по себе нонсенс. Артисты живые люди! Выглядело все это не слишком презентабельно, так как ничего лучшего, как просто закрыть дверь театра едва стало известно о возникшем форс-мажоре,  администрация не придумала. Пришедшие на спектакль зрители, лишь малая часть которых успела попасть в здание театра, с полчаса толпились и томились на крыльце и в итоге разошлись, несолоно хлебавши, ждать обещанного объявления новой даты отмененного балета. Но хотя бы этого, к чести администрации театра, ждать пришлось недолго, и мы увидим дополнительное представление "Золушки" уже 7 мая.
    Отмечу, что этот обзор не претендует на полноту, поскольку далеко не все спектакли удостоились моего личного присутствия. Что-то я не посещаю уже давно по причинам, о которых уже не раз писалось. Не вижу смысла себя мучить. Но в марте к этому списку добавилась еще и "Кармен". Меня настолько неприятно поразили свежие режиссерские находки  в февральском спектакле, что просто не хотелось еще раз на это смотреть. 
    Но вот чего, по-моему, никто не ожидал, так это кошмара, в который превратилась в марте "Жизель". Оркестр звучал настолько ужасно, темпы были настолько рваными и непредсказуемыми, а дирижер оказалась настолько беспомощна и бессильна хоть как-то сладить с оркестром, что это было совершенно невыносимо слушать и почти невозможно смотреть. Как-то совсем не радует такой откровенно провальный дирижерский дебют В.Рацюк на нашей сцене. И вообще, зачем нам, с нашим-то куцым репертуаром, целых 4 дирижера? Даже в лучшие времена, когда афиша театра была не в пример богаче и разнообразнее, прекрасно справлялись максимум трое... И такого кошмарного звучания оркестра, как в этом злосчастном спектакле, я за все 28 сезонов посещения театра не припомню... Впрочем, и в апрельских "Ромео и Джульетте" и "Спящей красавице" оркестр под управлением уже В. Гаркуши тоже далеко не блистал... 
    А вот чего мне бы хотелось, так это соединить мартовский и апрельский спектакли "Лебединого озера", объединив в одном вечере дирижерский дебют Н.Яцкива в этом спектакле на нашей сцене, состоявшийся в марте, и дебют М.Лоленко в партии Одетты-Одилии, который мы увидели в апреле, увы, под навязшую в зубах за время карантина фонограмму. Конечно, эта балерина никогда не сможет сравниться по техническим возможностям с нашей примой, но зато ей свойственна такая удивительная тонкость интерпретации, такая глубина образов, такая чуткая музыкальность, что то чудесное звучание оркестра, так невероятно поразившее в мартовском спектакле, как нельзя лучше подчеркнуло бы все достоинства нашего нового Лебедя. Дебют М.Лоленко, признаться, превзошел мои самые смелые ожидания. 
    Главной же интригой мартовской афиши был Гранд-концерт, посвященный Международному Дню театра. Концертные программы театра всегда лотерея: иногда можно получить удовольствие, но чаще - в очередной раз потрепать себе нервы. Вот и в этот раз неожиданностью стала как продолжительность мероприятия, которое растянули на целых три отделения, так и то, что оперу, основной жанр театра, задвинули аж в самый конец концерта, полностью отдав первое отделение оперетте. Ну что за радость снова и снова смотреть и слушать в концерте длиннющие фрагменты "Летучей мыши" и "Мистера Икс", которые и без того идут каждый месяц и далеко не поражают уровнем исполнения... Второе отделение целиком досталось балету, возродив во мне ностальгические воспоминания о "Празднике на пуантах" и желание видеть в репертуаре другие балетные концертные программы. Такая структура  концертной программы как нельзя более наглядно иллюстрирует отношение администрации театра к оперному репертуару. Печально, но факт. Опера уже многие сезоны попадает в афишу по остаточному принципу. Но так же неожиданно именно оперная часть программы, хоть и слишком краткая, но зато действительно мощно и достойно прозвучавшая, стала самым ярким и запоминающимся впечатлением концерта. 
    В апрельской афише самым ожидаемым событием для меня стало второе исполнение 9-й симфонии Бетховена. Отрадно, что мы получили возможность еще раз услышать этот шедевр, что нашему оркестру и хору покорилась такая вершина. И, конечно, не перестаю восхищаться блестящей работой нашего главного дирижера, благодаря которому это стало возможным! 
    К приятным воспоминаниям нынешней театральной весны относятся также очень яркие впечатления от выступлений М.Книгницкой в партии Адины, Е.Кучвара в партии Базиля, дуэта М.Лоленко и А.Литвинова в "Золушке", А.Веретиной в партии Джульетты. И еще - дневной целевой концерт, потрясающая программа "Украинский формат", которую, несмотря на достойнейший уровень исполнения, упорно отказываются включать в вечернюю афишу. Просто непостижимая репертуарная политика в отношении национального репертуара со стороны руководства театра, заявляющего претензии на статус национального...  
    Кроме того, в апреле театральный репертуар пополнился новым форматом - музыкальными гостиными в театральном фойе второго этажа. Сама идея мне очень нравится. Главное, чтобы это начинание не было испорчено, не превратилось в выставку балласта труппы, которой тоже надо где-то отрабатывать зарплату, как это уже не раз происходило, например, с вечерами романсов. Мне очень понравился концерт музыки С.Рахманинова, и особенно - вечер барочной музыки, - еще одна несомненная творческая удача Н.Яцкива. Концерту солистов оперы "Чайковский" повезло несколько меньше из-за  ощутимого контраста в уровне исполнителей. Но эта программа вызвала во мне сожаления о так и не реализованном проекте "Чайковский-гала". Я люблю эту музыку и мне очень хотелось бы, чтобы она чаще звучала в нашем театре. Как по мне, новый формат концертных программ имеет успех у публики и обещает нам еще немало интересного. Я всегда приветствую расширение репертуара, новые творческие возможности и горизонты. 
    Главный же итог нашей карантинной театральной весны заключается в том, что наш любимый театр более-менее благополучно ее пережил, оставаясь открытым для зрителей. Что, несмотря на все разочарования, все-таки есть, что вспомнить. 
    
     
    

1 коментар:

  1. В новой программке "Спящей красавицы" на принцессу Аврору вписали имена И.Байтлер и В.Колесник. Вот только 10 лет до этого (с 2011 по 2021) все равно танцевала одна Е.Печенюк...Даже приглашенных солисток мы не видели (в отличие от других балетов). А в старой программке числилась С.Лисняк( которой повезло танцевать вечерние спектакли и радовать зрителей Днепра в этой партии, также перспективные Авроры Е,Салтыкова (уже покинувшая нашу труппу),И,Авраменко ( которой достался 1 дневной укороченный вариант балета) и А,Веретина (Коваль), которую лично мне было б очень интересно посмотреть в этой партии (особенно в розовом адажио - на балеринский апломб, коим Алина владеет :)
    ВОТ ТОЛЬКО ВОПРОС -когда же наконец Днепру повезет (а не другим городам?
    3 "Спящих" в этом сезоне - рекорд последних лет, а утренняя заря все одна...)

    ВідповістиВидалити