27 октября мы увидели первую из обещанных премьер 46-го театрального сезона - оперетту И.Кальмана "Мистер Икс". За последние 10 лет это первое обращение театра к жанру оперетты, если не считать театрализованного концерта "Ах, оперетта" да попытки обновления "Летучей мыши", многие годы остававшейся единственным представителем жанра в нашем репертуаре. Когда-то в незапамятные времена на сцене театра шли " Сильва" и "Весёлая вдова", но мне не довелось застать их на сцене. Кроме восстановления Летучей мыши", помню попытку полуконцертного исполнения "Сильвы" и поставленную в 2009 году курьезную коньюнктурную постановку "Холопка-парижанка", - еще один эксперимент, недолго продержавшийся в репертуаре.
На этот раз театр решил не экспериментировать ни с сюжетом, ни с режиссурой хорошо знакомого публике по фильмам советского времени произведения. Постановка нового режиссёра В. Черновой выдержана в традициях жанра и не вызвала у меня особых вопросов. Покоробило разве что то, что герои зачем-то влезали на стулья, чтобы подчеркнуть ключевые, но совсем не комедийные моменты спектакля. Впрочем, мне кажется, что это заслуга не режиссера-постановщика, а кого-то из старожилов нашего режиссёрского корпуса, поскольку аналогичные запрыгивания на предметы мебели уже случались в других спектаклях. Стоит отметить, что мои впечатления составлены после прогона спектакля, от посещения премьеры меня удержал ожидавшийся полный аншлаг и использующиеся в постановке микрофоны. Не вижу смысла ходить в оперный театр, чтобы послушать пение в микрофон, даже если это оперетта. Поэтому остаётся надежда, что нелепые упражнения со стульями из спектакля все же убрали... И что нашему звукорежиссеру удалось укротить своенравную подзвучку и на премьерном спектакле обошлось без многочисленных накладок.
Повторюсь, что главным разочарованием, хотя и ожидаемым, для меня стало использование микрофонов. И я категорически отказываюсь оценивать качество такого пения, поскольку совершенно не могу решить, чья же заслуга - солистов или звукооператора и нашей несовершенной техники, - как в положительных, так и в отрицательных моментах. Увы, на боковых местах на таких спектаклях создаётся полный эффект использования фонограммы. Кроме того, подвешенные над сценой микрофоны, особенно в таком динамичном спектакле, неизбежно выхватывает звук клочьями...
Не перестаю задаваться вопросом, каким образом артисты старого поколения обходились без микрофонов и подзвучки даже в оперетте? Да и нынешние ведь в той же "Летучей мыши" как- то ведь справляются! Может, раньше не искали лёгких путей? И имели более высокую планку профессионального достоинства, не позволявшую на сцене оперного театра унизиться до использования этих костылей для голоса? И не надо оправдываться тем, что это оперетта. Не место микрофонам в оперном театре, независимо от жанра исполняемого произведения. А если кто-то без костылей не справляется, то, наверное, просто не там работает...
Ещё одним разочарованием стала хореография. Непритязательные николаевские "два притопа - три прихлопа", кажется, совершенно неистребимы, независимо от фамилии режиссёра спектакля. На сцене театра, располагающего профессиональной балетной труппой, хочется видеть что-то поинтереснее.
Об оркестре, умудрившемся громогласно сфальшивить уже с первых тактов, промолчу, опять же в надежде, что на премьера постарались избежать такого конфуза.
В целом же спектакль имеет все шансы на успех у публики, что не замедлили подтвердить восторженные комментарии зрителей премьеры в соцсетях. Ничего удивительного в этом нет: оперетту у нас любили всегда, постановка довольно ладно скроена и ярко и довольно сильно оформлена, удачно подобраны типажи, по крайней мере в уже презентованном нам первом составе исполнителей. И наш театр можно поздравить с обретением еще одного кассового и успешного спектакля легкого жанра.
И вот как раз стремление театра к жанровому разнообразию репертуара уже много сезонов подряд кажется мне весьма сомнительной идеей. Чего стоит только почти 10, если не больше, музыкальных сказок, поставленных в последние годы. Я понимаю, что в регионе нет детмуза, нет музкомедии, нет варьете. Но кто сказал, что теперь их все должен заменить оперный театр? Причём часто в ущерб основному репертуару. Вот и сейчас "Мистер Икс" поставили, а обещанную к началу сезона премьеру "Мадам Баттерфляй" отложили в долгий ящик. Оркестр едет на гастроли с очередным концертом, а вечернее "Лебединое озеро" пройдет под фонограмму. Да и странно было бы считать, что в провинциальном и вечно испытывающем кадровый голод оперном театре могут одинаково блестяще справиться с любым жанром. Более того, в оперной труппе образовалось совершенно нелепое разделение по амплуа: те, кто поёт оперу и те, кто работает в сказках, мюзиклах и прочем побочном продукте театра. И часто в основном жанре, то есть в опере, просто уже ничего не может. Причем эти последние, скачущие по сцене с микрофонами, чувствуют себя куда более востребованными и куда более популярны, чем те, кому пару раз в сезон достаётся выход в больших оперных спектаклях. Странный перекос, если вспомнить, что театр у нас пока ещё все-таки оперный. Но к премьере, которая, без сомнения, будет успешной, эти мои печальные мысли не относятся...
Ещё одним разочарованием стала хореография. Непритязательные николаевские "два притопа - три прихлопа", кажется, совершенно неистребимы, независимо от фамилии режиссёра спектакля. На сцене театра, располагающего профессиональной балетной труппой, хочется видеть что-то поинтереснее.
Об оркестре, умудрившемся громогласно сфальшивить уже с первых тактов, промолчу, опять же в надежде, что на премьера постарались избежать такого конфуза.
В целом же спектакль имеет все шансы на успех у публики, что не замедлили подтвердить восторженные комментарии зрителей премьеры в соцсетях. Ничего удивительного в этом нет: оперетту у нас любили всегда, постановка довольно ладно скроена и ярко и довольно сильно оформлена, удачно подобраны типажи, по крайней мере в уже презентованном нам первом составе исполнителей. И наш театр можно поздравить с обретением еще одного кассового и успешного спектакля легкого жанра.
И вот как раз стремление театра к жанровому разнообразию репертуара уже много сезонов подряд кажется мне весьма сомнительной идеей. Чего стоит только почти 10, если не больше, музыкальных сказок, поставленных в последние годы. Я понимаю, что в регионе нет детмуза, нет музкомедии, нет варьете. Но кто сказал, что теперь их все должен заменить оперный театр? Причём часто в ущерб основному репертуару. Вот и сейчас "Мистер Икс" поставили, а обещанную к началу сезона премьеру "Мадам Баттерфляй" отложили в долгий ящик. Оркестр едет на гастроли с очередным концертом, а вечернее "Лебединое озеро" пройдет под фонограмму. Да и странно было бы считать, что в провинциальном и вечно испытывающем кадровый голод оперном театре могут одинаково блестяще справиться с любым жанром. Более того, в оперной труппе образовалось совершенно нелепое разделение по амплуа: те, кто поёт оперу и те, кто работает в сказках, мюзиклах и прочем побочном продукте театра. И часто в основном жанре, то есть в опере, просто уже ничего не может. Причем эти последние, скачущие по сцене с микрофонами, чувствуют себя куда более востребованными и куда более популярны, чем те, кому пару раз в сезон достаётся выход в больших оперных спектаклях. Странный перекос, если вспомнить, что театр у нас пока ещё все-таки оперный. Но к премьере, которая, без сомнения, будет успешной, эти мои печальные мысли не относятся...
Немає коментарів:
Дописати коментар