Итак, мы наконец дождались этого дня. Дождались возможности увидеть наконец Китри в исполнении Алины Веретиной в Днепре, в вечернем спектакле. Я уж и не припомню, сколько сезонов балерина танцует эту партию на выездах. И вот наконец звезды сошлись, и ее час настал. Этого выступления с огромным нетерпением ожидали многочисленные поклонники этой талантливой балерины. Увы, об анонсах никто не позаботился, хотя событие такого масштаба случается у нас далеко не каждый сезон. А уж как она сама мечтала станцевать эту партию на родной сцене, - сложно даже представить. И вот свершилось.
Думаю, никто не сомневался, что сложнейшая партия классического репертуара покорится этой техничной и очень темпераментной солистке. И спектакль это полностью подтвердил. И, как мне кажется, это еще не предел ее возможностей. Если, конечно, дадут регулярно танцевать эту партию. Давно уже наша сцена не видела столько искреннего огня и задора, такого головокружительного вихря танца, такого живого и яркого образа! Но за всем этим огненным темпераментом, самоотдачей и веселым кокетством чувствуется тяжелый, кропотливый и упорный труд, громадная работа над собой, ставшая залогом нынешнего успеха. Мне было по-настоящему интересно смотреть на эту Китри, испытывая давно позабытый азарт в ожидании каждого нового прыжка или вращения... И мне хочется пережить эти эмоции снова. Поверьте, заставить меня смотреть давно знакомый спектакль глазами восторженного зрителя-неофита дорогого стоит.
В этот вечер восторженные зрители, соскучившиеся по столь живому танцу, столь огненному темпераменту, стали ещё и свидетелями рождения на нашей сцене нового дуэта. В партии Базиля впервые выступил новичок труппы Сергей Зданский, дебют которого мы увидели в первом "Лебедином озере" нынешнего сезона. Уже тогда стало ясно, что наша труппа пополнилась очень перспективным молодым солистом. "Дон Кихот", как по мне, это приятное впечатление только усилил. В этом спектакле артист ощущает себя гораздо свободнее и увереннее, что позволило ему во всем блеске продемонстрировать хорошую выучку, виртуозные вращения, лёгкий полетный прыжок. Особенно удались танцовщику сольные вариации в финальном гран-па, справедливо заслужившие бурные овации зала. Подозреваю, что они готовились для конкурсного выступления, поэтому и отрепетированы более тщательно, чем первый акт спектакля. Вот в дуэте в адажио из гран-па, увы, были заметные проблемы. Но опытная партнерша и огромное желание обоих солистов номер спасли. Я все ещё продолжаю сохранять уверенность, что это вопрос сценической практики и со временем и с опытом и в дуэте все наладится. Конечно, молодой солист не мог соперничать в харизме, темпераменте и актерском мастерстве с этой огненной Китри. Впрочем, по перечисленным пунктам этой солистке мало кто в нашей труппе может составить конкуренцию... Но и бледной тенью балерины отнюдь не был. В целом очень хороший дебют, который по достоинству оценила наша не слишком избалованная виртуозным мужским танцем публика.
Остается открытым лишь вопрос, почему же такую яркую Китри так долго прятали от днепровских зрителей? Почему Алина Веретина столько лет танцевала эту словно для неё созданную партию где угодно, кроме родной сцены? Почему, имея в труппе такую исполнительницу главной партии, "Дон Кихот" мы видим, в лучшем случае, пару раз в сезон? И сколько зрителям и самой балерине придётся ждать следующего ее выхода в этой партии? А еще - её появления на родной сцене в партии Авроры, в которой она в минувшем сезоне дебютировала тоже где-то в выездном спектакле? Вечные наши вопросы... А ведь балетный век так короток...
Было в этом спектакле и еще несколько премьерных выходов (Е.Шмигельская - Повелительница дриад, Ю.Белан - Мерседес и болеро, А.Белан - Эспада). Остановлюсь лишь на последнем, поскольку уже в ближайшем "Лебедином озере" анонсирован дебют Алексея Белана в партии принца Зигфрида. Поэтому ничего удивительного, что сейчас этот солист привлекает самое пристальное мое внимание. И результаты моих наблюдений, увы, не внушают особенно оптимистических ожиданий от предстоящей премьеры. Наш новоиспеченный Эспада, увы, не поразил ни виртуозным владением алым плащом-мулетой, как Д.Омельченко, ни страстностью, присущей в этой партии Е.Кучвару. Все, за исключением нескольких заученных эффектных позировок, смотрелось как-то помято и невнятно. Допускаю, что для уровня этого солиста это было вполне приличное выступление. Но существуют определенные стандарты, традиции и, никуда от этого не деться, зрительские ожидания и стереотипы. И хочется видеть балет, а не самоотверженное преодоление банального недостатка физических данных и классической школы.
К сожалению, впечатление от этого долгожданного спектакля, который, думаю, надолго останется в благодарной памяти наших театралов, почти катастрофически испортил оркестр под управлением А. Кулишова. Вообще уровень исполнения балетной музыки в нашем театре - проблема давняя и крайне болезненная. В самом прямом смысле этого слова, поскольку от той звуковой каши, которая несется из нашей оркестровой ямы, у любого человека, знакомого с приличным исполнением этой музыки, невыносимо болят уши. Но в этот раз было уж совсем безобразно. Фальшь, разброд, странные провалы, когда вдруг половина оркестра куда-то выпадает, а потом вступает вразнобой, кто во что горазд, а главное - совершенно непредсказуемые темпы, почти загубившие, в частности, дуэт подруг из первого акта... После этой живой "музыки" анонсированные в ноябре два балета в сопровождении фонограммы уже не кажутся такой уж непоправимой трагедией... Фонограмма хоть предсказуема по части темпов, если, конечно, ее не наш оркестр записывал...
Немає коментарів:
Дописати коментар