вівторок, 28 травня 2019 р.

Странные игры в оперу ( концерт "Мир итальянской оперы" 26.05.2019)

Странное это было мероприятие. Впрочем, их на моей памяти в театре было немало. Но такую откровенную халтуру даже я вижу впервые. 

Начнем хотя бы с того, что концерт назывался "Мир итальянской оперы", но в программе оказались и русская, и французская. Сама же итальянская опера, кроме увертюры из "Нормы, прозвучавшей весьма сумбурно и скомканно, была уже традиционно представлена только Верди и веристами. Мало того, почти половину этой самой программы составили огромные дуэты из "Тоски" и "Сельской чести", которые мы в том же исполнении слушали 11 мая в концертной программе "Золотые классические хиты". Поскольку тогда концерт сократили чуть ли не вдвое, странно, что предпочтение отдали номерам, которые собирались еще раз исполнять уже через две недели, а не исполнителям, у которых не будет еще одной возможности выйти на сцену. 

Состав участников концерта был интернациональным, что тоже не могло не настораживать. Я не первый десяток лет в наш театр хожу, поэтому знаю, что настоящие зарубежные звезды нам банально не по карману. И что даже просто европейские солисты хорошего уровня вряд ли приедут в нашу провинцию ради двух арий и двух ансамблей в концерте. А тут вдруг баритон из Японии... Но это я знаю, а рядовой зритель верит афишам...

Увы, мои опасения подтвердились. Наш гость не поражал ни  красотой тембра, ни манерой и чистотой исполнения. Это пение на горле, в арии Роберта сопряженное еще и с героическим преодолением сложностей русского произношения, вызвало у меня лишь досадное недоумение. В труппе театра 5 баритонов, большинство из которых поют куда приличнее, так зачем понадобилось приглашать этого никому здесь не известного японца? И за чей счет весь этот банкет, кто оплачивал перелет и проживание заезжей "звезды"? Наш театр не настолько богат. У нас вдруг объявились спонсоры, являющиеся поклонниками именно этого певца? Или при новом руководстве бесконечные выездные спектакли стали вдруг приносить бешеный доход, и у нас не знают, куда деньги девать? 

Еще один наш гость, итальянский дирижер, дирижировавший несколькими номерами программы, меня совершенно не впечатлил. Особенно на фоне участников нашего апрельского парада дирижеров. Под управлением В.Гаркуши оркестр в этот вечер тоже звучал куда лучше. 

Но если гость из Японии остался в памяти просто недоразумением, которые и ранее случались в истории театра, то сама атмосфера концерта оставила крайне неприятный осадок. Меня не покидало чувство, что я присутствую при  какой-то пародии на оперу, настолько плоской, примитивной и, не побоюсь этого слова, пошловатой оказалась сценическая интерпретация номеров.

Мы, театралы, любим порассуждать о пресловутой "химии" или "искре" между исполнителями, без которой действо лишается достоверности и проникновенности. Но в этот вечер химическая реакция оказалась неконтролируемой, и на нашей сцене вовсю искрили бутафорские бенгальские огни  бурного итальянского темперамента. Объятий, поцелуев, томных и страстных взоров и прочего сентиментально-эротического антуража оказалось с избытком. Сопрано старалась не отставать от своего пылкого партнера... А вот вкуса, чувства меры и стиля катастрофически не хватило.  

Самым большим испытанием для меня стал дуэт Тоски и Каварадосси, во время которого на сцене бушевали нешуточные страсти. Исполнители настолько преуспели в демонстрации пылких чувств своих героев, что временами было даже как-то неловко. Возможно, в контексте спектакля это и было бы уместно, но в концертном исполнении явно чересчур.  

Впрочем, даже в спектакле такая нарочитая демонстрация любовного пыла вызвала бы у меня недоумение. Напомню, что первое действие "Тоски" происходит в храме. Более того, рядом прячется беглец, и Каварадосси просто не может в эту минуту и в этом месте бурно предаваться страсти, как бы ни был он влюблен. Его ревнивая возлюбленная явилась очень некстати, ему нужно ее побыстрей спровадить, чтобы укрыть друга в безопасном месте. Он пытается это сделать, но его поведение возбуждает в Тоске подозрение. Она ищет повод для скандала и легко обнаруживает его в картине, которую пишет художник в храме. Ему приходится потратить немало времени и усилий, чтобы прекратить несвоевременную сцену ревности. Но мысли его в это время заняты не любовью к Тоске. 

Но вот всего этого зрители, которым эта опера не знакома, просто не поняли. Им спели банальнейший, хоть и очень натуралистичный, любовный дуэт и ничего больше. С таким же успехом в этой манере можно было исполнять что угодно. Странно было видеть такое в исполнении итальянского тенора, который должен тонко понимать все нюансы сюжета. При этом Тоска все время висла на своем возлюбленном, порой просто мешая ему петь. Боюсь,  половина публики после концерта осталась в убеждении, что между тенором и сопрано имеет место быть как минимум тайный роман...

Остальные номера программы по стилистике исполнения мало чем отличались от дуэта из "Тоски". И оставили меня в полном недоумении. Что это было? Для чего?

Возможно такой упрощенный и несколько фривольный подход к исполнению популярных оперных номеров к месту где-нибудь в Италии, где, как говорят, сам воздух пронизан оперой, где публика эти произведения знает наизусть. Но у нас едва ли 10-я часть зала была способна хотя бы  общих чертах пересказать сюжеты опер, номера из которых звучали.

Вокальная составляющая вечера тоже оказалась не блестящей. Увы, приходится констатировать, что временное отлучение от сцены после скандального увольнения не лучшим образом сказалась на голосе солистки. Звучание стало очень неровным, местами плоским и зажатым, метами совершенно расшатанным. А постоянные упорные попытки доказать себе и публике, что часто звучавшие в ее адрес претензии о недостатке темперамента и актерского мастерства лишены оснований, только отнимали силы и мешали пению.

Я понимаю, что для заезжих солистов этот концерт ровно ничего не значил. Пресса его освещать не собиралась, критика - тем более. Они отпели - отдирижировали и забыли. Для них это дежурное мероприятие, никакого влияния на их карьеру и профессиональную репутацию оказать не могущее. Через пару недель публика не вспомнит не то что этот концерт, но и их имена. Но ведь наша сопрано осталась. И не могла не понимать, что даже при крайне низком общем уровне публики публики в зале были коллеги, студенты и преподаватели консерватории и горстка меломанов, которые способны оценить уровень концерта. Конечно, вряд ли кто-то решится откровенно высказаться. Существует профессиональниая этика и корпоративная солидарность, нельзя забывать. что всем еще с ней работать... Но ведь все равно концерт обсуждают... И делают выводы...

Быть может, этот явно неудачный, несмотря на горячий прием публики (а у нас бывало, чтобы публика освистывала?), концерт и не стоил столь многословного обсуждения, если бы не стал очередной ступенькой к деградации театра. К низведению оперы до уровня дешевой попсы. Именно этому, а не популяризации оперы, по моему глубокому убеждению, способствуют все эти симфошоу, ночи в опере, мюзиклы местного разлива, ритуальные бенефисы и подобные концерты, которые без устали плодит наш театр. И это уже очень серьезно, потому что вместе с деградацией жанра деградирует и труппа. Неужели руководство театра этого не понимает? Или, что еще ужаснее, намеренно уничтожает оперу в театре?

Возможно, на заре своего существования этот жанр и был чисто развлекательным, но времена изменились. Удел развлекать перешел к оперетте, мюзиклу, а позже - к поп-музыке, комедийным шоу и т.п.  Опера, особенно после эпохи Верди и веризма, приобрела сюжетную и психологическую глубину, стала серьезным и солидным мероприятием, элитарным жанром...  И, по-моему, сложившиеся традиции ее восприятия незачем менять в угоду публике, жаждущей зрелищ. Зрелищ у нас сколько угодно, а оперных театров всего 5 на всю страну... 

И поскольку история с сомнительными "звездами" и сомнительным уровнем разрекламированных концертов случается не впервые, хочется просто предупредить зрителей, особенно новичков, которые привыкли верить афишам, что с подобных мероприятий они рискуют уйти с полностью превратным представлением об оперном жанре и оперном вокале.

2 коментарі:

  1. Печально видеть, как в Театре и Опере убивают то Настоящее , Искренне и Живое...чем собственно это Искусство и цепляет и отличает от других развлекательных мероприятий.

    ВідповістиВидалити
  2. отдельного упоминания "НЕзлим!? тихим словом" заслуживает Публика, пригнанная на такие концерты и спектакли.ЕЕ уже узнаешь по поведению...в последнее время это даже подобие КЛАКИ в зале -в буквальном смысле орут БРАВО , создавая мнимый успех.Хотя может народу все и нравится? Счастливы по -своему))).

    ВідповістиВидалити

З другої спроби (прем'єра мюзикла "Моя чарівна леді")

Не питайте, яким дивом мене занесло на прем'єру чергового мюзикла на нашій оперній сцені, яка вже майже й не оперна. Адже мене неймовірн...