понеділок, 1 квітня 2019 р.

Апофеоз местечкового гламура или Ночь в опере по-днепровски

Последний пятничный вечер марта 2019 года должен был войти в историю культуры Днепра. Именно его выбрали для первого в нашем театре мероприятия с романтическим и интригующим названием "Ночь в опере".
Как правило, под завлекательным названием скрывается просто концертная программа расширенного формата. Кроме традиционного концерта в зале, используют театральные фойе, где играет живой оркестр, устраиваются выставки, фотозоны, мастер-классы, конкурсы и фуршет. Все зависит от возможностей помещения и фантазии постановщиков шоу. В нашем случае и то, и другое, как по мне, подкачали. И если с планировкой и акустикой нашего театрального амбара нельзя ничего поделать, то продумать и выдержать в едином стиле оформление фойе, минимизировать скученность и толчею, задействовав не только верхние, но и нижнее фойе, сделать действительно оригинальную программу было вполне возможно.
Но после посещения разрекламированного шоу меня не покидает мысль, что его наспех слепили из запетых шлягерных  номеров и тех декораций и реквизита, которые, что называется, ближе лежали на складе. Что ни у кого не было четкого представления, что же в итоге должно получиться и в каком стиле.Что называется, первый блин комом...
Такое чувство, что где-то в театре бережно хранят специальную папочку с надписью "Концерт". И когда надо подготовить очередную концертную программу, с нее осторожно сдувают пыль, достают ноты всех этих неизбежных бриндизи, хабанеры, куплетов тореадора, песенки герцога, хора "О, Фортуна", арии Сильвы и арии Калафа, увертюры из "Севильского цирюльника" и иже с ними и перетасовывают в произвольном порядке. И готово! Публика всегда восторженно воспринимает знакомые популярные номера, зачем напрягаться...
К слову, в рекламном ролике предстоявшего действа мелькали красивые интерьеры, которых в нашем театре заведомо быть не могло...
Вечер обещал быть настолько пафосным и гламурным, что организаторы даже впервые в истории нашего театра официально прописали дрес-код. Впрочем, помогло это мало, и публика оказалась столь же разношерстной и пестрой, как и программа и оформление. Здесь было все - от смокингов и платьев в пол до свитеров и кроссовок. Под стать нарядам гостей, в обильно задекорированном фойе раззолоченная мебель под старину, зеркала  и пышные драпировки мирно соседствовали с крестьянскими телегами с бутафорскими гусями и соломенными чучелами волов и свиней и с вполне утилитарными фуршетными столами... Бутафорские зверушки, конечно, вызывали умиление публики, но в моем понимании совсем не вписывались в парадную атмосферу вечера. Больше всего это походило на стилизацию под ярмарки, только недавно выселенные их этого самого фойе. Толчея и теснота, по крайней мере, получилась в точности такая же. Тем, кому не повезло прийти первыми, пришлось тесниться на лестницах, чтобы видеть хоть что-то поверх голов.
Акустика в нашем фойе настолько скверная, что идея устроить там концертную программу перед началом представления в зале была заведомо провальной. Эту затею не могли спасти даже микрофоны. Местами звук просто терялся, а местами голоса искажались до неузнаваемости. Впрочем, подогретая вином с фуршета публика добросовестно толпилась вокруг оркестра и солистов, восторженно аплодируя и явно не заморачиваясь тонкостями исполнения. Люди пришли развлекаться, и их развлекали, как умели.
Самый большой интерес для меня представляла выставка театральных костюмов. Но и тут не обошлось без досадных минусов: никто не позаботился о хоть каких-то табличках или этикетках с информацией, из каких они спектаклей, каким персонажам принадлежат и в каком году созданы. А ведь можно было дополнить все это еще и старыми афишами, программками, фото из спектаклей и т.п.  Сделать не тяп-ляп на скорую руку, а с умом и с душой, с уважением к истории театра, к работам выдающегося мастера, на наследии которого до сих пор держится добрая половина репертуара. Может, тогда и публика проявила бы больше почтения к экспонатам. Потому что видеть,как теребят костюмы на манекенах, как на роскошный стол из покоев царя Бориса запросто громоздят сумку и начинают выгружать из нее какой-то скарб лично мне было не очень приятно. А ведь работы А.Арефьева, которые служат уже не одному поколению артистов  и восхищают не одно поколение зрителей, сегодня, пожалуй, ценнее иных антикварных предметов! Ничего равного этим спектаклям в театре до сих пор не создали!
После более чем получасового столпотворения в фойе большинство зрителей с облегчением расположились наконец в креслах зрительного зала, где началась основная концертная программа. Сцена, в отличие от фойе, оказалась оформлена весьма стильно и со вкусом. Но на этом приятные моменты закончились. Чтобы освободить пространство для балета, оркестр запихнули вглубь сцены, а хор попеременно размещали то за оркестром, то по краям сцены перед ним. При этом сцену так щедро увешали микрофонами и так, уже по традиции, скверно отладили работу этой подзвучки, что зрители, сидевшие на боковых местах, фактически слышали либо звук из колонок, создающий полный эффект не слишком качественной фонограммы, либо ближнее к ним крыло хора. С нашей акустикой вообще шутки плохи. Поэтому эти эксперименты ни к чему хорошему не привели: оркестр периодически пропадал, хор глушил солистов, зато микрофоны отлично усиливали громкий стук пуантов и не всегда мягкие приземления балета.
Собственно, именно балета в программе оказалось очень немного. 7-й вальс из "Шопенианы", сильно урезанный под ограниченное сценическое  пространство вальс цветов из "Щелкунчика" да танго Пьяццолы, по необъяснимой прихоти постановщика попавшее в музыкальную партитуру балета "Carmen&Jose". Остальное было лишь подтанцовкой к вокальным номерам. Неизбежные торреро размахивали столь же неизбежно мятыми плащами. Пятерка танцовщиц в хитонах из канувшей в лету "Колиски життя" танцем, в котором явственно угадывалась хореография  купальской сцены   из того же спектакля, пыталась как-то разбавить (и порядком затопать) жидковатое звучание дуэта из "Лакме", оказавшегося единственным номером программы, взятым не из спектаклей текущего репертуара. Скакали барышни и гусары под залихватскую гусарскую песню из давно забытой "Холопки-парижанки". Давным-давно сошедшие со сцены постановки Николаева, кажется, при любом руководстве обречены бесконечно воскресать в концертах.
Не обошлось и без порядком приевшейся песенки Герцога в исполнении трио теноров, дополненной в этот раз еще и арией Сильвы в исполнении 3 сопрано. А неизбежное в подобных концертах бриндизи с максимально достижимым для данной конкретной оперной труппы количеством пар  солистов прозвучало даже дважды, закольцевав собой концертную программу.
Как водится, такое помпезное мероприятие не могло обойтись без приглашенных звезд. Понятно, что для привлечения в театр далекой от оперы публики требовалась некая раскрученная медийная персона, которых в отечественной опере практически нет. Днепровскому бомонду, который был целевой аудиторией нашей первой ночи в опере, увы, практически ничего не говорят имена Л.Монастырской, В.Дытюка и других выдающихся отечественных певцов. Тех личностей, которые именно творят новейшую историю отечественной культуры, а не торгуют лицом и останками былой славы и голоса в телешоу и глянцевых журналах. Поэтому, наверное, мы были просто обречены на "диву" М.Максакову, объявленную главной звездой программы. И поэтому большинство настоящих меломанов предпочли в этот вечер остаться дома, поскольку все достоинства дивы уже сполна оценили по двум ее выходам в партии Татьяны и по выступлению на джазовом фестивале, а своих артистов можно послушать и без такого ажиотажа, и гораздо дешевле, тем более, что концертные программы у нас штампуют почти под копирку. И, смело могу сказать, ничего не потеряли. Потому что любая из сопрано нашей труппы звучит достойнее, чем гламурная звезда.
Еще одним гостем вечера стал итальянский тенор Аурелио Гримальди, тоже уже знакомый нашим театралам по выступлениям в партиях Калафа и Туридду, который снова продемонстрировал превосходную вокальную школу. Некоторым нашим тенорам впору стоять в очереди на уроки к этому певцу.
Самое благоприятное впечатление лично у меня осталось от выступления Е.Кравченко, М.Иващука и И.Шевчука. Но в целом, несмотря на все старания артистов, концертная программа оказалась до банальности стандартной, но при этом пестрой, неровной по уровню исполнения и очень сырой. В очередной раз разочаровал оркестр. Если бы местом действия оказался какой-нибудь районный дом культуры, концерт можно было бы считать блестящим. Но до уровня академического театра оперы и балета зрелище откровенно не дотягивало.
Собственно, от подобного концерта и не приходилось ожидать каких-либо грандиозных художественных откровений. Весь проект изначально ориентирован исключительно на коммерческий успех, на массового зрителя, который жаждет веселого и яркого зрелища и не собирается особенно вникать в детали. Этому самому зрителю концерт дал все, что требовалось: возможность засветиться на пафосном мероприятии, сделать селфи на фоне оркестра и балетных пачек, послушать популярные мелодии, попивая вино и жуя снедь с фуршета, и сполна ощутить свою гламурность и культурность. Огромным плюсом стало то, что гламурная публика в расчете на фуршет пришла без традиционного запаса конфет и шоколада, поэтому в зале хотя бы не было слышно привычного раздражающего шуршания оберток. К искусству весь этот дешевый балаган отношение имел весьма отдаленное, популяризации оперы как жанра способствовал весьма условно. Но при этом Ночь в опере собрала именно того зрителя и вызвала именно тот ажиотаж, на которые рассчитывали устроители, поэтому мероприятие можно считать вполне успешным. Публика жаждет шоу, и театр усердно пытается соответствовать ожиданиям. Истинным ценителям классического искусства искать на таких концертах нечего. И все, чего можно требовать, - это хоть немного больше вкуса, фантазии, творческого подхода и свежих идей. И надеяться, что, кроме шоу, мы наконец увидим и премьеры новых спектаклей.



1 коментар:

  1. Да уж, Максакова, особенно на фоне наших солисток, пела ужасно....а в некоторых моментах даже смешила.Когда начинала петь Бриндизи,а за ней подхватывала Самойлова -кто не дурак то слышал же кто намного лучше!)) То есть Елена Самойлова !
    А вот в буквальном смысле хотелось убрать Максакову со сцены когда она вздумала петь украинскую песню "Ой я знаю, що гріх маю"..Зрители в зале не поняли ни слова.ни на каком языке исполнение.Жалкое зрелище((((.
    да, Альфред в Травиате явно не партия Гримальди!

    ВідповістиВидалити

З другої спроби (прем'єра мюзикла "Моя чарівна леді")

Не питайте, яким дивом мене занесло на прем'єру чергового мюзикла на нашій оперній сцені, яка вже майже й не оперна. Адже мене неймовірн...